Преимуществом Каваллини было то, что в противоположность большинству мастеров дученто, он жил и работал в Риме — наиболее античном городе Италии, и ему, младшему современнику Арнольфо ди Камбио, удалось, так же как и последнему, сломать византийские традиции и смело обратиться к античному наследию. Работая дважды вместе с ним в конце XIII века в римских церквях, Каваллини, по-видимому, мог близко изучить античные памятники, руководствуясь указаниями и принципами Арнольфо ди Камбио как скульптора и архитектора. В римских церквях находились, кроме того, раннехристианские фресковые и мозаичные циклы IV-V вв., безвестные творцы которых многое заимствовали из позднеантичных произведений подобного же рода. Он столь же ревностно, как Никколо Пизано, искал в античном искусстве путей к преодолению как готических, так и византийских традиций.
Особенности творческой манеры художника: стремился придать объёмность формам в отличие от плоскостного композиционного построения, присущего итальянской живописи того времени. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Подчеркивая индивидуальную манеру Каваллини, его скульптурность, искусствовед Л. Гиберти называет его живопись «грандиозным рельефом». Неудивительно поэтому, что он заложил основы нового направления в живописи.
Хотя роль Пьетро Каваллини в развитии итальянского Проторенессанса крайне велика, сведений о его жизни не так много: известно, что он работал, главным образом, в Риме, а в 1308–1320 гг. – в Неаполе, где создал фрески в церквях Сан-Доменико-Маджоре и Санта-Мария-донна Реджина. Ранняя работа Каваллини – росписи римской базилики св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, около 1279–1290 гг.), к сожалению, не сохранилась, она погибла от пожара в 1823 году, сохранились лишь копии.
Обратимся к "Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Д. Вазари: «В Ассизи Каваллини написал в нижней церкви Сан-Франческо фреску "Распятие Иисуса Христа" с всадниками, разнообразно вооруженными и во всяких необычайных одеяниях разных чужеземных народностей. В воздухе он изобразил нескольких ангелов, парящих на крыльях в разных положениях и горько плачущих; одни из них прижимает руки к груди, других скрестили их, иные же ломают руки, выражая крайнюю скорбь, причиненную смертью Сына Божия.
Комментарии 1