Еще один сюрприз ко Дню Победы подготовил ставший уже известным житель села Наурузово, мастер столярных дел Альфис Асбуханович Багаутдинов. На этот раз самоделкин удивил односельчан автомобилем военного времени, собранным собственными руками.
Он выполнил задачу, достойную настоящего мужчине,- сделал не просто автомобиль своими руками, а техническую единицу на ходу. У многих в селе возникает время от времени идея сконструировать что – то эдакое, полезное для хозяйства или для его украшения, обустройства. Воплощать ее берутся не многие. Доводят до завершения единицы.
Это не первая смелая затея мастера. И самое важное – их идеологическое составляющее. Каждое реализованное дело он посвящает празднику Победы. Праздничная дата вдохновляет на созидание. Два года назад к 9 мая Альфис своими руками из дерева сделал автомобиль образца военных лет, который стал малой архитектурной музейной атрибутикой. Водрузил экспонат на всеобщее обозрение. А в прошлом году рядом с автомобилем появился вертолет, только уже современной модификации. С действующей вертушкой, которая на ветру крутит лопастями. И вот теперь в арсенале самодельщика третий экземпляр, который назвать макетом не поворачивается язык. Ведь он управляем, и двигается как обычный автомобиль, хоть и на малой скорости. По модификации повторяет первый автомобиль Полуторку АА, то есть тоже военного времени.
На сборку автомобиля ушло почти три месяца и около 35 тысяч рублей личных сбережений. Эта техническая сборка показала, что рукам мастера подвластно не только дерево, но и железо. Если раньше он в основном делал деревянные детали, то теперь пришлось использовать железные. Много запчастей использовал из своей старой «Шестерки» 1986 года выпуска. Часть деталей - творение рук токаря.
- Мне здорово помог односельчанин Ильбик Садыков. Я у него консультировался насчет металлических узлов, как их лучше сделать и собрать. Детали, которые невозможно сегодня купить, он мне сделал на токарном станке. Токарь меня здорово выручил,- делится Альфис Багаутдинов.
Прежде чем приступить к сборке своего шедевра, изучил модификацию в интернете, чтобы до максимума приблизить образец автомобиля Полуторки АА прошлого века. В военные годы металл в первую очередь шел на производство танков, оружия. На выпуске грузовых автомобилей приходилось, оказывается, экономить. В связи с этим не лишним будет вспомнить историю. Так как металл являлся дефицитным материалом и был необходим для производства вооружения и боеприпасов, вскоре кабину грузового автомобиля заменили на деревянный каркас, обтянутый брезентовой тканью. На пике упрощения конструкции в кабине не было даже дверей, которые заменяли брезентовые скатки. Такую версию выпускали в Горьком в 1943 году, в 1944 году в кабину вернулись двери, но она изготавливалась полностью из дерева.
- Как я узнал из исторических источников, у военной версии не было и передних изогнутых крыльев красивой формы. Их конструкция и форма были максимально упрощены. Вместо металла их стали изготавливать из низкосортного кровельного железа методом гибки, такие крылья имели угловатую прямоугольную форму,- рассказывает Альфис Багаутдинов.- Также на грузовиках военного периода сиденье водителя было цельнодеревянным и не имело никакой обивки. Но я тут ушел немного в сторону комфорта, поставив мягкое сиденье от старого автомобиля. Интересно, что свое название автомобиль получил благодаря грузоподъемности — 1500 кг.
Современную модель наурузовца можно считать практически копией. Ее можно долго рассматривать и изучать. Мастер с любовью рассказывает, как собирал каждый узел, как доставал запчасти. Мотор, например, он купил. Колеса поставил от автомобиля Приора. Мосты, рулевые, карданы извлек из своих старых «Жигулей». Оттуда же и регулируемое сиденье в кабине. Кузов, кабина собраны из деревянных, ровных досок. Интересны все детали - например, открываемая рамка форточки для вентиляции кабины. Как и полагается, есть фары, зеркала для заднего видения. Открываются и борта кузова. Под замок для них мастер приспособил щеколду от обычной большой фляги. Внутри кузова есть отсек, закрываемый аккуратной крышкой, в нем запасное колесо.
Прежде чем изготовить и поставить кабину с кузовом, попробовал поездить на собранной конструкции, проверил скорости, тормоза. Все хорошо. Довольный, начал дальше сборку. Когда автомобиль «сошел с линии готовности», Альфис завел мотор, сел в кабину и выехал на новом авто ручной работы на центральную улицу села. Увидев маленькую и странную для нынешнего времени авто, люди выбегали из домов, чтобы посмотреть на это чудо. Ребятишки просили покатать. Эта картина напомнила фотографию довоенного времени, где запечатлено первое знакомство сельских жителей с трактором. Внимание нынешних сельчан уже не привлекали проезжающие мимо крутые иномарки. Они с нескрываемым удивлением и восторгом разглядывали технику военного времени. Мастер подарил своим односельчанам возможность увидеть и почувствовать дух времени предков. Авто сегодня заняло достойное место в гараже автора. На 9 мая его можно будет увидеть на улице. В праздник его могут посмотреть желающие, а возможно и сфотографироваться. Эту модель, возможно, в будущем мы еще увидим на различных выставках техники.
Послесловие. Образ горьковского грузовика стал частью национального культурного кода, а внешний вид машины узнаваем и спустя многие десятилетия после завершения производства. Полуторка вытянула вместе с СССР все масштабные стройки 1930-х годов, тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления народного хозяйства.
И.Сулейманова,
фото автора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19
Дело мастера боится!
Богата наша страна талантами!
Чтобы что то сделать, надо хотеть это сделать!!
Доброго здоровья этому труженику!!
И пусть почаще посещают его такие замечательные идеи!
Творческих вам, вдохновений!!!