Эта история произошла в одном из храмов Петербурга. За Божественной Литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким, детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители, стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
"Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить содержимое ложечки (Святые Дары), как голубь тут же склевывал всё и улетал. Они этого голубя не видели, закрывали рот и отходили, думая, что причастились. А на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого было очень смешно".
______________
Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но истинный христианин не может не задуматься, уяснив важный смысл видения, посланного Богом ребенку откровения.
В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не причащает потому, что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим ко Святой Чаше. А "Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет" (1 Кор.11, 29) -- вразумляет нас апостол Павел.
Достоинство или не достоинство причастника определяется не вычитыванием определенных молитв, а мерой раскаяния в своих грехах, мерой видения себя, как недостойного и немощного грешника, мерой смиренного перед Богом сердца. Причастие Святых Таин не изменит нас само по себе, без нашего личного внутреннего труда над собой, без очищения сердца, которое должно предшествовать Причащению.
Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской): "Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А поэтому хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, - старайся всемерно об исправлении своего сердца".
Слышите, СЕРДЦА, а не вычитывание молитв, прощения всех своих обидчиков (В состоянии злобы или вражды на кого-либо причащаться ни в коем случае нельзя (1Кор. 11:29). Поэтому апостол Павел и предупреждает нас:
"Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает."
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви ко Господу долго повторял в себе молитву: "Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити" и услышал тихий, сладкий голос:
"Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нём".
"Со страхом Божиим и верою приступите..."- каждый раз мы слышим на Литургии. Вера и страх Божий - вот что должно запечатлеться в сердце каждого христианина, подходящего к Чаше. Но Господь ещё говорит: «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного...» (Ср.: Ис.66, 2)
Христианин, который живет вдумчиво, внимательно по отношению К СЕБЕ, не может не смиряться перед Богом, видя, как мало ему удается преуспеть – в труде над своей душой. А если брать еще глубже, смирять нас должно уже ощущение того, что мы очень часто оказываемся совершенно чуждыми Богу. Что в нас нет, ровным счетом, никакой любви, нет смирения, что наша душа бесплодна и пуста. И все это, как правило, следствие тщеславия и гордости, которые закрывают наше сердце от Божественной благодати, поэтому мы НЕ МЕНЯЕМСЯ.
Есть в рассказах митрополита Вениамина (Федченкова) такой эпизод: когда-то он, будучи еще иеромонахом, по благословению духовника взял к себе на попечение инвалида. Этот человек в результате аварии на производстве лишился рук и был в быту совершенно беспомощным. Но при этом он обладал тяжелейшим характером, который его положение нисколько не смягчило. И для митрополита Вениамина делить кров с таким подопечным было, безусловно, подвигом.
Он вел до этого спокойную жизнь преподавателя академии, а теперь его ожидали дома -- ругань, жалобы, претензии. Краткие периоды затишья наступали только тогда, когда он привозил этого человека к духовнику: в его присутствии бунтарь успокаивался. Старец ласково говорил этому инвалиду: «Ну что же ты… Посмотри, как Господь тебя смиряет, а ты всё не смиряешься».
И многие из нас, терпя скорби и беды, да и трудные обстояния, могли бы сказать самим себе тоже самое. Мы изуродовали себя своими грехами так, что Господь, по Своей милости и посылает нам необходимое для смирения, ищет в нас хоть какой-то повод, чтобы проявить Свою милость.
В чем причина всех несчастий человека? Прежде всего в гордости, в искании человеком собственной воли. Но гордость -- корень всякого греха, а исполнение своей воли -- это отсутствие смирения. До тех пор, пока человек не начнет ощущать, что именно в этом спасении он нуждается, он не сможет, на самом деле, понять, Кто есть Христос, и не сможет принять Его, как свое спасение.
Мы все нуждаемся в смирении, потому что только благодаря смирению, могут быть восстановлены наши правильные отношения с Богом. Через смирение входит в душу Благодать Божия, входит Христос и там водворяет мир, согласие, спокойствие, радость, любовь. Мы должны быть сосудом, в который Он может изливать Свою Благодать, являть Свою жизнь и благость. Сосуд должен быть пустым, чтобы его можно было наполнить, и, если мы стремимся к источнику жизни - Святым Дарам, мы должны быть совершенно свободными от своего “Я”. Ведь не зря же мы просим в молитве ко Господу --"..не Моя, но Твоя воля да будет",- а также "..да будет воля Твоя на земле, как на небе".
Поэтому готовясь к Причащению надо учитывать нижеследующее указание св. Иоанна Кронштадтского:
"Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление своё. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн.
Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв... Хорошо послушание во всём матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, "могий вместити" - продолжительную молитву - "да вместит." Но "не все вмещают слово сие". Если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах."
Наши предки оставили нам в назидание великую мудрость:
«Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье». Здорово сказано не правда ли? За это стоит и потрудиться, быть внимательным к себе.
"И сподоби, Господи, неосужденно причаститися Пречистых сих и Животворящих Твоих Тайн во оставление грехов".- Василий Великий
АМИНЬ!
Комментарии 8
Я не настаиваю на своей правоте, но думаю, что то правило, ко Святому Причастию, которое есть в молитвословах, как раз и настраивает душу на правильное отношение к этому Таинству. Если молитву совершать не за один раз, а за неделю, или за три дня до Причастия, и если даже не умеешь молиться (а сейчас мало кто умеет молиться, или хотябы знает об этом от святых отцов), то читая эти Святым Духом наполненные молитвы, и обретается внутри человека сердце сокрушенное, которое Бог не уничижит. А всё остальное о чем написано в статье тоже хорошо, и молитва по молитвослову не помеха, и для современного человека, а скорее всего благодатная помощь.
Прошу прощения, если кого обидела. Храни вас Бог.
Ещё раз прошу прощения. Спасибо, буду знать, что это мнение админа.
Божией Вам помощи в трудах ваших.
Я очень даже допускаю разные мнения, не касающиеся догматики.
Прошу прощения, если есть ошибки, отвечаю без очков.
Божией Вам помощи, уважаемый админ.
Всего Вам хорошего.