Мало интересуясь духовной и церковной жизнью, народ проявляет удивительную активность и изощренность в придумывании всевозможных традиций, примет и правил, якобы относящихся к духовной жизни. Причем все эти суеверия в действительности не имеют никакого отношения к Церкви и порой ставят священника в тупик совершенно бессмысленными вопросами и один из них уже прочно вошедший в общественное сознание, как необходимый церковный обряд это - «запечатывание земли».
На отпевании родственников усопшего больше всего беспокоит не сам чин, а запечатывание земли. Даже бывают случаи, когда отпевания не было и сродники усопшего не желают его заказывать, но запечатывание земли требуют. Родные, которые заботятся не об отпевании близкого человека, а об запечатывании земли, «запечатывают» этим все свои отношения с умершим человеком. Они считают, что сделали всё нужное.
Итак, что такое «запечатывание земли»?
Во время Великой Отечественной войны, когда останки павших воинов буквально усеяли русскую землю, а места их упокоения зачастую были неизвестны, матери и жены солдат стали приносить в храмы узельцы с землей, над которой священник совершал заочно обряд отпевания или «последование погребения мирских тел» с поминальной молитвой об усопшем. Священник эту землю осенял крестом -(«запечатывал»), а потом родные несли ее на кладбище и крестообразно рассыпали на могильных холмиках ближайших родственников со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир, называется погребением. Отпевание — это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поётся. Правильное название отпевания - «Последование мертвенное», или «погребение».
Главное, ради чего совершается последование погребения — это разрешительная молитва, которая совершается в самом конце этого молитвенного чина и содержит в себе прошения (просьбы) о том, чтобы покойному были отпущены совершенные грехи.
Все, что сверх этого - область домыслов и суеверий. А слова
«запечатывание земли » хорошо бы вообще забыть. Необходимо не «печатание» могил или земли, а просто обычный полный чин погребения в том виде, в котором он изложен в Требнике и совершает его священнослужитель.
Если по каким -то причинам невозможно совершить отпевание, то в таких случаях считается вполне допустимым совершить так называемое заочное отпевание (без покойника). Но это должно быть не правилом, а исключением!
В свое время святитель Лука ( Войно-Ясенецкий) издавал указы для священнослужителей Крымской епархии, в которых строго предписывал придерживаться правила, а не исключений при погребении усопших.
Все наши богослужения ориентированы, чтобы молитва за усопшего, общение с ним, никогда не прекращались. Наше церковное поминовение — это всего лишь новый этап в жизни человека, перешедшего в мир иной. А дальше - самое главное. Если ты ежедневно молишься за своего усопшего близкого человека, если в память о нём ведёшь христианскую жизнь, в память о нём делаешь какие-то добрые дела ради Христа - в этом смысл, а не в запечатывании.
Ещё одно суеверие, что землю, которую и называют «запечатанной», нельзя заносить в дом. Погребальная земля для могилки вашего родственника освящалась молитвой, крестным знамением священника, святой водой. Бояться не надо, если нет возможности сразу отвезти ее на кладбище, спокойно принесите ее домой.
Вы можно оставить ее аккуратно внутри дома на пороге, в коридоре, в любом другом удобном для хранения месте. Время не ограниченно, но лучше не затягивать. Желательно отвезти землю на могилку до сорокового дня.
Землю, кстати, можно брать не только и с могилки, но с любого чистого места. Это может быть и сад, и парк, даже из цветочного горшка.
Ещё подниму важной момент отпевания в Церкви. Как вести себя на отпевании?
Чаще всего, приходя на отпевание, родственники становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это неправильно! В храме принято стоять лицом к алтарю, внимательно слушать слова священника и хора и молиться за усопшего.
Молясь за человека, мы должны верить что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.
Нет комментариев