Текст: Валерий Кичин/РГ
В пятницу 13-го на сцене "Ленкома" отметят 90-летие его создателя Марка Захарова. Это первый юбилей великого режиссера, проходящий без него. Мастер будет присутствовать неслышно - в экспонатах фотовыставки "Аплодисменты не кончаются". В ностальгии по славному прошлому. В его фирменном создании - мюзикле "Юнона и Авось", который исполнят участники всех его версий.
"Юнона и Авось" - вещь с мистической судьбой. Когда Захаров с Вознесенским и Рыбниковым ее затевали, они мало верили в реалистичность замысла. И упоминание Богоматери в советском театре казалось немыслимым. И напоминание о связях России с Америкой - неуместным. И мистериальность воспринималась как вызов стране победившего материализма. Но на сдаче все прошло как по маслу - эмоциональный поток со сцены бил такой, что никакие партийные комиссии не могли ему сопротивляться.
Да, конечно, у истоков "Ленкома" стояли и Берсенев, и Эфрос - но то были другие театры. Тот, что любят последние поколения, - мир, созданный Марком Захаровым. Сегодня, когда все в театральном деле так быстро меняется, эпоха Захарова и его "Ленкома" кажется чудом. На руинах психологического театра Эфроса возник театр нового типа - молодой, дерзкий, способный играть хоть классику, хоть современность, хоть новый для России жанр мюзикла. Театр, построенный романтическим авантюристом.
Слово "романтика" плохо вязалось с обликом выходившего на поклоны худрука - серьезное лицо, деловая походка министра-администратора. Но было ясно, что промелькнувшее чудо сотворено абсолютным романтиком, поэтом. Что это территория, где верили в людей и добро. Где не было места злобе, но было просторно любви.
Там зажигались новые звезды и становились народными любимцами: Караченцов и Чурикова в "Тиле", Абдулов в драме "В списках не значился", Янковский в "Автограде XXI", Шанина в "Юноне и Авось", Догилева в "Жестоких играх"; новое дыхание обрели Фадеева, Ларионов, Збруев, в "Ленком" эмигрировали Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Леонид Броневой. Сложилась команда единоверцев, людей с горящими глазами, жаждущих не работать в театре, а - летать.
Там жил дух веселого бунта, "Ленком" стал своего рода центром социального оптимизма. Оптимизм этот столь заразителен, что перед ним пасовали цензоры, придираясь к деталям, но сдаваясь перед искусством.
Из дарований Захарова важнейшим было умение сотворить то, что он называл "питательной средой". Александр Абдулов рассказывал, какое это счастье - встречать на репетициях столько талантов. Видеть, как они импровизируют, пробуют роль на изгиб, на излом, как "поджигают" друг друга, - и участвовать в этом процессе азартного творчества.
Этот мир Марка Захарова мы узнавали с первой мизансцены, он сразу наполнял нас предчувствием обыкновенного чуда. Не случайно так часто его герой - творец. Поэт, мыслитель, философ, волшебник. Театр равен жизни, а герои, заколотые картонным кинжалом, истекают настоящей кровью. Театр - зона свободной мысли, торжествующего благородства и посрамленного зла.
https://www.youtube.com/watch?v=RFfTmQ7hZ4Y
Нет комментариев