Музыка в фильме - Дмитрия Шостаковича.
"«Гамлет» - для меня сочинение, где заключено все, что я любил в искусстве в течение жизни, к чему стремился с детства, еще бессознательно, - и формы выражения, и чувства, и мысли,..", вспоминал Григорий Козинцев.
Считается, что роль Гамлета может сыграть лишь тот актёр, который не боится проверить себя на прочность.
В 1954 году режиссёр Григорий Козинцев поставил «Гамлета» в Ленинградском театре драмы. Спектакли шли с аншлагом, исполнитель главной роли — Бруно Фрейндлих, отец будущей знаменитой актрисы Алисы Фрейндлих — имел огромный успех у публики.
Сразу после премьерного спектакля Козинцев начал писать сценарий для экранизации. Это была не первая попытка наших режиссёров перенести шекспировских героев на киноплёнку, но предыдущие версии снимались ещё во времена немого кино и от них остался только факт, что они были… Фильм Григория Козинцева стал первой советской экранизацией «Гамлета».
Исполнителем главной роли Козинцев видел Иннокентия Смоктуновского — на тот момент не самого известного актёра. Смоктуновский был не в восторге от сценария и прописанного образа, но всё-таки это был Гамлет — роль, о которой мечтали многие… Ради неё актёр отказался от главной роли в «Андрее Рублёве» и от Болконского в «Войне и мире». Режиссёр со своей стороны приложил массу усилий, чтобы развеять все сомнения Смоктуновского, принимал его правки и соглашался на другое видение героя.
На роль Офелии режиссёр пригласил юную, но уже очень популярную Анастасию Вертинскую, которой для роли обесцветили волосы, выщипали брови и выбелили лицо — режиссёр хотел, чтобы она выглядела как мраморная статуэтка. У неё была идеальная фактура — восемнадцать лет, чистота, хрупкость, внешность эпохи раннего Возрождения, не хватало только искры… По словам Козинцева: «Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает». Дмитрий Шостакович писал музыку к театральной постановке, но специально для фильма создал абсолютно другой материал.
Офелия стала для Вертинской серьёзным профессиональным экзаменом, после которого она стала по-другому относиться к своей работе. У неё никак не получалась сцена безумия. Она срывала кружевной воротничок, недовольный режиссёр останавливал съёмки, костюмеры зашивали кружево, и всё начиналось сначала. Актёры, большинство которых пришло в экранизацию из спектакля, начинали потихоньку возмущаться. Козинцев разрядил обстановку, мол, вы пока просто полюбуйтесь какая у нас красавица, а уж до сумасшествия мы с вами её как-нибудь доведём…
Съёмки фильма проходили недалеко от Таллина. По открытке с изображением какого-то французского замка декораторы полгода строили Эльсинор. Стройка велась на обрыве над морем, а сам замок был конструкцией из металлических ящиков для молока, которые набивали тканью и заливали цементом. Сейчас обрыв в посёлке Кейла-Йоа стал туристической достопримечательностью под названием «Скала Гамлета».
Некоторые сцены снимали в выстроенном замке в павильонах «Ленфильма» и в настоящем средневековом монастыре. Нагнетавшие атмосферу тучи и мощные волны специально ездили снимать на Баренцево море, а самый знаменитый в мировой литературе монолог «Быть или не быть…» Иннокентий Смоктуновский произносил в Крыму.
Ведущие европейские кинофестивали показывали его в конкурсной или внеконкурсной программе, он получил специальный приз Венецианского кинофестиваля и главный приз Фестиваля шекспировских фильмов. Западная пресса восхищалась нашей Офелией — Анастасию Вертинскую называли «самым талантливым сердцем советского кино» и «Вивьен Ли советского экрана».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев