До сих пор помню ту любимую в детстве пластинку с песнями Окуджавы на музыку Шварца. А Вы помните те песни? «Любовь и разлука», «Песня кавалергарда», «Ваше благородие, госпожа разлука...»
Даже и этих песен на мой взгляд хватило бы, чтобы запомнить имя композитора. А ведь у него было еще много других замечательных произведений.
Автор музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам, а также симфонических произведений, двух балетов, двух квартетов, скрипичного концерта, кантат, романсов. Широкую популярность и признание получил как кинокомпозитор, чьи мелодии в романтических мелодрамах часто запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы. Наибольшую известность Шварцу принесла его музыка в картинах Сергея Соловьёва и Владимира Мотыля. Автор музыки к фильмам «Белое солнце пустыни», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Звезда пленительного счастья», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Законный брак».
Сегодня 100 лет со дня рождения великого композитора.
" Когда пишешь к фильму песню или романс, то самое главное и самое сложное — добиться, чтоб было очень просто. Но — не банально ... Вот писал музыку к «Станционному смотрителю», и потребовались романсы на стихи Пушкина — задача трудности чудовищной. Потому что, считаю, есть на свете такая поэзия, дотрагиваться до которой — страшно: вдруг испорчу?! Это Глинке было по плечу — создать музыкальный эквивалент к стихам «Я помню чудное мгновенье». Это Бородину оказалось по силам положить на музыку строки: «Для берегов отчизны дальной…» — и получился воистину шедевр!
Ну а я, с моими скромными возможностями, — могу ли посягнуть на такое… Но обстоятельства распорядились именно таким образом, что и от меня фильм потребовал этого же — прикоснуться к творениям Александра Сергеевича. Работал с необычайным наслаждением. Старался, чтобы не проскользнуло ни одной фальшивой ноты…
Почему-то некоторые мои коллеги думают: если возьмешь прекрасные стихи — Цветаевой, или Ахматовой, или Мандельштама — и напишешь на них романс, то успех обеспечен. Глубочайшее заблуждение!"
Исаак Шварц
«Вместо книги я мог бы составить звуковое письмо к читателю. Из музыки Исаака Шварца»
Сергей Соловьев, кинорежиссер
«Я слишком избалован его деликатностью и тактичностью по отношению к моим стихам: он никогда не позволит себе написать к ним музыку вообще, даже очень удачную музыку, — он поволнуется, помучается, но найдёт способ извлечь музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строчки».
Булат Окуджава
«Шварц не раз изумлял меня способностью сообщать в музыке то, что я лишь смутно чувствовал, и даже спасать эпизоды, которые, казалось бы, были безнадежно провалены. Он отыскивал гармонию там, где царил хаос… Шварц всегда остается верен своей музыкальной стихии, где нежная мелодичность, грустная улыбка и драматизм объединены его добротой, любовью к героям, стремлением вместе с ними поразмыслить над их печалями и радостями. И все это с особенным изяществом и тактом»
Владимир Мотыль, режиссер
«Могу сказать с чистой совестью, что я никогда не халтурил в кино. Впрочем, как и в театральной работе. Мне ни за одну работу свою не стыдно».
Исаак Шварц
#ЖЗЛ #любимое #музыка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1