Стояние во время молитвы (кийам).
Он ﷺ стоял ровно и прямо во время совершения обязательных и дополнительных молитв, выполняя указание Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «Корова», аят 238).
А находясь в пути, он ﷺ совершал дополнительные молитвы, сидя верхом.
Он (да благословит его Аллах и приветствует) указал своей общине, как следует произносить молитву (совершаемую под воздействием) страха: стоя или сидя верхом, о чём уже было ранее упомянуто.
Именно по этому поводу Всевышний Аллах говорит: «Совершайте молитву неуклонно и (особенно) среднюю (послеполуденную*) молитву и стойте перед Аллахом смиренно. Если же вы испытываете страх, то (молитесь) на ходу или верхом, когда
Обращение в сторону Каабы в намазе.
Когда Посланник Аллаха ﷺ приступал к молитве, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фарз) и дополнительных (ан-нафиля) молитв. [Этот факт передается через многочисленные (мутаватир) цепочки хадисов, поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробнее, хотя некоторые из доводов, касающиеся этого вопроса, будут приведены далее].
Пророк ﷺ велел поступать именно так, сказав «человеку, который плохо помолился*»: «Когда ты приступаешь к молитве, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир» [Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж].
*[См. Приложение № 1 в конце данной книги].
«Находясь в пути, он ﷺ совершал д
Приписывать все эти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам)!
Ученый Ибн Дакик аль-’Ид (да будет милостив к нему Аллах) собрал те вопросы, по которым мазхабы одного либо (всех) четырех имамов отличаются от достоверных хадисов, в одну объемную книгу, в предисловии к ней он написал:
«Приписывать все эти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); исламские правоведы (факихи), придерживающиеся взглядов этих имамов, должны знать об этом, чтобы не ссылались на них в этих вопросах, тем самым оболгав их» [Аль-Фулани стр. 99].
(Потому что все 4 имама мазхаба говорили, что если хадис достоверный, то это мой мазхаб, и велели откидывать их мнение если оно противоречит достоверному
Я отменяю постановление Са’да, сына матери Са’да, и налагаю постановление Посланника Аллаха ﷺ!
Ибн ’Асакир (7/51/1) передает от Ибн Аби Зи’ба следующее: «Са’д ибн Ибрахим (сын выдающегося сподвижника Пророка ﷺ — АбдуРрахмана ибн Ауфа) вынес решение в отношении одного человека на основании мнения Раби’и ибн Абу АбдуРрахмана, а я (Ибн Аби Зи’б) сообщил ему о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который противоречил вынесенному решению. (Тогда) Са’д сказал Раби’и: «У нас есть Ибн Аби Зи’б, являющийся достойным человеком, который рассказал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то, что противоречит моему решению»
Раби’а ответил ему: «Ты приложил свои усилия,
Угроза тем, кто пропускает пятничный намаз.
Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), что они слышали, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стоя на своём деревянном минбаре сказал:
«Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа пренебрегающих»
(Муслим, 865).
Эта обязанность предписана для каждого свободного, находящегося в здравом уме и рассудке мужчины-мусульманина, достигшего возраста таклиф (это возраст, когда все предписания Шариата становятся обязательными для выполнения), и находящегося в месте постоянного проживания, т.е. не я
Ты подчинишься точке зрения моего отца (`Умара бин аль-Хаттаба) или повелению Посланника Аллаха ﷺ?
Передали ат-Тахави в «Шарх Ма’ани аль-Асар» (1/372) и Абу Йа’ла в своем труде «Муснад» (3/1317) через достоверную цепочку передатчиков от Салима ибн Абдуллаха ибн Умара, который рассказывал: «Однажды я сидел вместе с Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах) в мечети, когда к нему подошел некий человек из аш-Шама и спросил его о совершении умры до хаджа (хадж ат-таматту).
Ибн Умар сказал: «Это хорошее и доброе дело». Тот человек спросил: «Даже если твой отец (Умар бин аль-Хаттаб) запрещал совершать ее?»
Ибн Умар ответил: «Горе тебе! Даже если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел
Тот, кто следует хадису в противоречии одному из 4 имамов мазхабов, в действительности следует завещанию этих имамов.
Шейх Аль-Альбани после того, как привел слова 4 имамов мазхабо о запретности слепого следования им и оставление Сунны в пользу чьего-то мнения, говорит:
Вот каковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искажений высказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительно следования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея на то веских оснований.
Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит за пределы указанного
Имам Ахмад о следовании за ним.
Имам Ахмад известен тем, что он более всех других имамов занимался собиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что он даже «выступал против написания книги, посвященной дедуктивным методам и умозаключениям» [Ибн аль-Джаузи «аль-Манакиб» стр. 192].
Поэтому он (имам Ахмад) и говорил:
1. «Не следуйте мне, и не следуйте ни за Маликом, ни за аш-Шафи’и, ни за аль-Ауза’и, ни за ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли» [Аль-Фулани (стр. 113) и Ибн аль-Каййим «И’лям» 2/302].
В другой версии этого высказывания сообщается: «Не подражайте в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижн
Имам аш-Шафи’и о следовании за ним.
Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах).
А что касается Имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то его высказывания по затронутому вопросу более многочисленны и прекрасны*, а его последователи более других придерживались их.
*[Ибн Хазм сказал в «Усул аль-Ахкам»: «Поистине, все исламские правоведы (фукаха), взглядов которых придерживаются, были противниками таклиду, и они запрещали своим сподвижникам слепо следовать их мнению. Самым ревностным из них в этом отношении был аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), поскольку он постоянно и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следовать достоверным сообще
Имам Малик о следовании за ним.
Говорит Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах):
1. «Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и не ошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, что соответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствует Корану и Сунне, оставьте». [Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/32), Ибн Хазм, цитирующий Ибн Абд аль-Барра в «Усул аль-Ахкам» (6/149) и аль-Фулани (стр. 72)].
2. «У каждого (человека) после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». [Это известное высказывание имам
Показать ещё