Сожжение книг, плакатные кампании, увольнение еврейских и левых учёных и других университетских сотрудников, исключение еврейских и социалистических студентов — все это не было навязано Берлинскому университету сверху, а произошло всё это из него самого. Это были профессора и студенты, которые в антисемитском и антимарксистском «самоочищении» университетов разрушили независимость науки, искоренили научный этос (
прим. Этос –метод убеждения в авторитете и репутации автора). Сегодня, спустя 80 лет после сожжения книг, Университет имени Гумбольдта хочет вспомнить об этом, взять на себя ответственность и в то же время разобраться с нынешними угрозами науке. Поэтому, девиз недели памяти с многочисленными мероприятиями формулируется как вопрос: «Сожжение знаний?» Сожжение книг 1933 года было задумано как акт уничтожения знаний, как уничтожение думающих и пишуших людей. Действительно ли их знания были уничтожены? Удалось ли национал-социалистам добиться того, чтобы эти авторы были забыты? Опираемся ли мы на их знания? Существуют ли в настоящее время обстоятельства, при которых знания должны быть уничтожены? Что значит для нас сегодня помнить о сожжении книг в 1933 году? Поэтому, неделя памяти является одновременно и актом напоминания о преследуемых, и моментом самоанализа собственных поступков.
Проф. д-р Михаэль Вильдт
Институт исторических наук Берлинского университета им. Гумбольдта
История Германии в 20 веке с акцентом на национал-социализм.
Взято здесь:
https://www.hu-berlin.de/de/ueberblick/geschichte/verbranntes-wissen/geleitworte/chronologieДалее приведем речь министра пропаганды Геббельса на митинге 10 мая 1933 года полностью. Для того чтобы напомнить о сожжении книг – как о предвестнике несвободы, для того чтобы почувствовать торжественную лживость риторики национал-социалистической солидарности и для того чтобы показать «разлагающее» содержание революционного воинствующего национализма.
О театральности фашизма уже писали здесь
https://ok.ru/group/56872580153475/topic/155053126444419.
Цитата оттуда: «А теперь я предлагаю посмотреть, каким методом игры пользуются современные угнетатели, но не в театрах, а на улице и в клубах, в своих квартирах, а также на дипломатических встречах и в залах совещаний. Говоря об их методе игры, мы исходим из того, что они не только ведут себя так, как этого требуют непосредственные задачи, выполняемые ими, но вместе с тем сознательно разыгрывают определенный спектакль на глазах у всего мира, стараясь уверить публику в необходимости своих затей и благородстве своих поступков».
Итак, 10.05.1933 Берлин, Опернплац —- Сожжение книг на митинге немецкого студенчества «Против негерманского духа».
«Студенчеству», ставшему национал-социалистическим задолго до «прихода к власти», пришла в голову современная идея: около полуночи 10 мая в различных университетских городах Империи были зажжены костры, а из библиотек были изъяты книги «разлагающего» содержания, то есть еврейских, марксистских или иных «негерманских» авторов, которые с ядрёными «огненными заклятиями» бросили в пламя. Только в Берлине это было около 20 000 томов, которые — погруженные в грузовики — были торжественно вывезены из студенческого дома на Ораниенбургерштрассе и отправлены на место сожжения напротив университета. Геббельс ненадолго заглянул и взял слово.
Мои сокурсники!
Немецкие мужчины и женщины !
Эпоха чрезмерного еврейского интеллектуализма подошла к концу, и прорыв немецкой революции снова открыл дорогу и для немецкого пути. Когда 30 января этого года национал-социалистическое движение захватило власть, мы еще не могли знать, что в Германии может произойти такая быстрая и радикальная чистка. Революция, которая разразилась тогда, была подготовлена нами — сегодня мы можем в этом открыто признаться — длительно и планомерно. И когда сегодня удивляются тому, что мы, так сказать, вытряхиваем законы из рукава, это неудивительно, потому что нам нужно всего лишь передать законность нашего собственного движения государству.
Эта революция произошла не сверху, она произошла снизу. Она не продиктована, её захотел сам народ. Таким образом, это в лучшем смысле этого слова воплощение народной воли, и люди, которые организовали, мобилизовали и осуществили эту революцию, принадлежат ко всем слоям, сословиям и профессиям немецкого народа. Вот рабочий стоит рядом с буржуа, студент рядом с солдатом и рядом с молодым рабочим, вот интеллигент стоит рядом с пролетарием: весь народ встал!
Это и отличает эту революцию от ноябрьского бунта 1918 года. В то время материализм прорвался, и марксизм одержал победу. Силы недочеловечества захватили политическую территорию, и за этим последовали четырнадцать лет немыслимого и неописуемого материального и духовного позора в Германии. Этот позор мы все испытали на собственном опыте. Это почувствовал каждый рабочий, потерявший свое место у станка. Это почувствовал каждый молодой работник, которому был закрыт доступ к работе. Это почувствовал каждый буржуа, у которого из кармана вынули последнюю копейку. Это почувствовал каждый солдат, которому приходилось, скрипя зубами, наблюдать, как безнаказанно топчут ногами национальную защищенность и честь немецкого народа.
Вы, как студенты, это тоже почувствовали, вы которые, как передовой отряд истинно революционного немецкого духа из высших учебных заведений, были сбиты с толку, которых, когда вы запевали гимн «Германия превыше всего» или протестовали против Версаля, угощали резиновыми дубинками, вы которые, были вынуждены в течение долгих четырнадцати лет подвергаться молчаливому позору унижения этой Ноябрьской республики. Библиотеки были заполнены нечистотами и грязью этих еврейских «асфальтовых» литераторов. Вместо того чтобы в Германии немецкое образование воспитывало немецкий народ, вместо того чтобы с кафедр университетов настоящие лидеры говорили слово духу времени, высокая наука укрылась за параграфами, за томами правовых актов и за сводом законов римского права. И в то время как наука постепенно изолировалась и была отрезана от жизни, молодая Германия давно уже восстановила новое и законченное правовое и нормальное состояние.
То правовое и нормальное состояние, носителем которого мы были в оппозиционном движении, теперь, с нашим приходом к власти, стало также правовым и нормальным состоянием нашего государства. Движение, которое тогда брало штурмом государство, ворвалось ли оно внутрь в государство — да, более того, оно само стало государством! И люди, которые тогда возглавляли это движение против государства, теперь являются обладателями государственной власти. И, следовательно, немецкий дух получил совершенно иную возможность воздействия. Таким образом, революционный темп, революционный энтузиазм и революционная пробивная сила, которые вдохновляли немецкую молодежь в течение последних четырнадцати лет, теперь стали темпом, энтузиазмом и пробивной силой всего государства.
Не обманывайте себя: революции, если они настоящие, нигде не останавливаются! Не бывает революций, которые реформировали или низвергали бы только экономику, или только политику, или только культурную жизнь. Революции - это прорывы в новом мировоззрении. И когда мировоззрение действительно может претендовать на это звание, тогда она не может довольствоваться тем, что какая-либо область общественной жизни низвергнута и перевёрнута, но и тогда прорыв этого мировоззрения должен наполнить всю общественную жизнь, и ни одна область не должна оставаться нетронутой этим. Так же, как она революционизирует людей, она революционизирует вещи! И, в конце концов, масса, народ, государство и нация станут потом одним целым —и станет таким же каким и был.
Мы - мыслящие люди, понимаем это: революции, основанные на политике силы, должны быть ментально подготовлены. В её начале лежит идея, и только когда идея заключит союз с властью, из неё вырастет историческое чудо переворота. Вы, молодые студенты, были носителями, поборниками и защитниками молодой революционной идеи этого государства. И так же, как в прошлом вы имели право брать штурмом и низвергать неправильное государство, негосударство, так же, как вы имели право отказать в своем уважении и своем внимании ложным авторитетам этого негосударства, — так и теперь у вас есть обязанность войти в государство, поддерживать государство и придавать авторитетам этого государства новый блеск, новое достоинство и новую значимость. Революционер должен уметь всё: он должен быть столь же великим в сносе неценностей, как и в построении ценностей! Если вы, студенты, берёте на себя право бросать в огонь ментальную грязь, то вы также должны взять на себя обязанность освободить место этого мусора и дать дорогу для настоящего немецкого духа. Дух познает себя в жизни и в лекционных аудиториях, и грядущий немецкий человек будет не только человеком книги, но и также человеком характера.
И для этого мы хотим вас воспитывать. Иметь мужество, уже будучи молодым, смотреть в безжалостные глаза жизни, разучиться страху смерти и снова испытывать трепет перед смертью — вот назначение этих молодых поколений. И поэтому вам следует приложить все усилия, чтобы в этот полуночный час вверить огню вредный образ мыслей прошлого. Это мощное, великое и символичное действие - действие, призванное задокументировать перед всем миром: здесь духовная основа Ноябрьской республики рушится, но из этих обломков победоносно восстанет феникс нового духа - духа, который мы несём, который мы продвигаем, и которому мы придаём решающий вес, и которому отчеканиваем решающие черты!
Так я прошу вас же, мои сокурсники, выступить за Империю и за её новые авторитеты, так я прошу вас, освятить эти знамена труда, долга и ответственности; так я обращаюсь к вам с просьбой распознать в этом пламени не только символ упадка старой эпохи, но также и символ подъёма новой эпохи. Вам рано пришлось смотреть жизни в глаза. И лишь немногие из вас, благословлённые благами счастья, что могли в чистейшем покое безмятежно радоваться этой жизни. Вам не нужно жаловаться на это, потому что, хотя это молодое поколение и стало беднее материальными ценностями, но оно выиграло в душе! И я верю: никогда не было молодой студенческой молодёжи так имеющей право как эта, гордиться жизнью, гордиться своей задачей и гордиться своим долгом. И никогда молодые люди так, как сейчас, не имели права воскликнуть вместе с Ульрихом фон Хуттеном: «О век! О науки! Это есть желание жить!»
Перед вами сейчас стоят эти задачи. Несмотря на все разногласия, в ходе огромных митингов последних недель и месяцев вы протянули руку работникам, товарищам по труду, на фабриках и на биржах труда. Барьеры, которые когда-то разделяли нас, снесены: народ снова обрел народ! И если старики этого не понимают, то мы, молодые, уже провели это!
Когда вы носите одну и ту же коричневую почетную униформу с рабочим, и когда вы, в одном ряду, без того, что можно заметить разницу, - в одном ряду, в одном звене, маршируете, тогда вы тем самым явно выражаете всему миру, что в Германии нация внутренне и внешне вновь воссоединилась. Старое горит в огне, новое снова восходит из пламени наших собственных сердец! Где мы стоим вместе и куда мы идем вместе, там мы чувствуем себя обязанными Империи и её будущему. И как это часто бывало в те времена, когда мы ещё боролись в оппозиции, так и сейчас, когда мы держим в своих руках власть и ответственность, мы, сомкнув ряды, вместе объединяемся в торжественном обещании, - в присяге, что мы так часто давали, посылая туда в вечернее небо, в глубочайших муках раньше, когда боролись за власть, — в том же обете, который сегодня снова должен быть клятвой под этим небом и освещён этим пламенем:: Империя, нация и наш лидер А.Г. — Хвала! [Слушатели: "Хвала!"], Хвала! [Слушатели: "Хвала!"], Хвала! [Слушатели: "Хвала!"]
Нет комментариев