Сегодня – день, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство его Тела и Крови... Азбука веры. Полный круг проповедей. 2 мая. Протоиерей Вячеслав Резников.Проповедь. Четверг. О Тайной вечери. /выдержки/: Сегодня – день, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство его Тела и Крови... А дальше пришло время вспомнить и другие, еще ранее сказанные Господом, еще более непонятные и страшные слова: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 53–54). И вот теперь Господь, «взяв хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»... А чтобы это продолжалось вовек, Господь постановил: «сие творите в Мое воспоминание». Вот оно – главное таинство церкви: мы все вместе, Христос посреди нас и питает нас Своими Телом и Кровью!... Когда мы приступаем к этому таинству, – что здесь: неслыханная дерзость или сверхъестественное смирение? Чтобы было второе, а не первое, Апостол предостерегает: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу сию Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Но при всем этом не отгоняет нас Апостол от Чаши, не говорит «не приступайте», мол, все равно нет у вас сверхъестественного смирения, а значит, – будет неслыханная дерзость. Приступайте. Но только будьте готовы ко всему: и к исцелению, и к усилению болезни, и к радости, и к скорби. И к самой смерти. И к тому, что будут укорять: вот, часто причащается, святой нашелся! А приступив, нельзя оглядываться назад, мол, а вдруг я причастился недостойно? Смотреть надо все время вперед. И приступая, молимся: «да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих таин» (Молитва перед причащением). И приступив, тоже – вперед: «и сподоби мя до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение» (Благодарственная молитва). И если вдруг за недостоинство все же постигнет нас нечто, то ведь для того мы только и «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». БИБЛИЯ. Мф.26:26-29 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое в Царстве Отца Моего. Лк.22:17-20 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается. Ин.6:51 Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Лк.17:20,21Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк. 13:18,19 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. 1Кор.15:35-39: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Лк 20:38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. 1Кор.11:23-32 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (Азбука веры)
    0 комментариев
    6 классов
    Так и наша жизнь должна ВСЯ быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на ВСЕМ протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к... СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК. О НЕОБХОДИМОСТИ БОДРСТВОВАТЬ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15), – говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф.26:2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:20, 18 и 19).И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин.16:33; 14, 16; ср.: Мф.28:20; Ин.14:27).Господь просит Своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду приготовить место вам. И… приду опять (Ин.15:4, 7; 14, 2, 3). Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.Когда это будет? (Мф.24:3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф.24:36). Таким образом Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф.24:42; ср.: Лк.17:26 и 27, 30; Мф.25:13). В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:1-13). Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение души светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь./Азбука веры. Православный календарь 17/30 апреля. Православные проповеди. 1962 Время покаяния — архимандрит Кирилл (Павлов)/Мф. 12:45 "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом"...
    0 комментариев
    76 классов
    Не смешивайтесь с толпой нечестивых людей, сторонитесь их, чтобы не заразиться духовным смрадом, ищите общения с людьми чистыми, благородными, праведными пред Богом. Их очень немного, но они есть рядом с каждым из нас. Прилепитесь к ним сердцем. Свт. Лука Крымский
    3 комментария
    147 классов
    Господь ведь знает, что нам тяжело. Господь знает и наши немощи. Господь знает, что мы плохо все воспитаны. Господь знает и то, что нас с детства никто толком не учил и никто нами не занимался. Но ведь Он Сам нас избрал. Мы не можем сказать, что мы сами своим умом дошли до веры. Нет, Господь как-то нас сумел к Себе привести, сумел к Себе привлечь. И от нас требуется только, чтобы мы ответили на Его призыв любовью, постарались быть достойными этого призвания. Протоиерей Димитрий Смирнов
    1 комментарий
    47 классов
    В эти последние времена у всех православных христиан должна быть усиленная молитва к Божией Матери – Заступнице рода христианского. Ей ныне поручен грешный, погибающий мир. На Нее одна наша надежда. Пред иконой Пресвятой Богородицы усердно помолитесь и пролейте слезы. Она утешит вас, Она покроет вас от злых людей, Она ни за что не покинет вас в трудную минуту, и в час вашей смерти придет Сама к вам и отгонит злых бесов, и даст радостную кончину, и в Царство Небесное вселит вас для блаженной жизни на веки. Архимандрит Тихон Агриков.
    4 комментария
    227 классов
    Как много теряют православные, пропуская службы в последнюю неделю Великого поста. Ждут Пасхи, ждут радостной встречи с Господом, а провожать Его на страдания никто не идет. Все хотят радоваться с Ним, но мало кто хочет с Ним плакать. Матушка Н. Соколова.
    9 комментариев
    217 классов
    Пещеры Псково-Печерского монастыря
    0 комментариев
    7 классов
    Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007.
    0 комментариев
    5 классов
    Закон любви Митрополит Николай Ярушевич. Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы Однажды ко Господу Иисусу Христу подошел некий законник, так говорит святой евангелист Матфей, и спросил Его: “Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф.22:35-36). Кто этот законник? Законники или книжники — это учители иудейского ветхозаветного закона. В своей ревности не по разуму они извращали истинное учение о Боге, загромождали его собственными измышлениями и, проповедуя его в таком виде верующим иудеям, сами к тому же не исполняли закона. К ним не раз обращалось грозное слово Спасителя. Эти обличения книжникам записаны в 23‑й главе Евангелия от Матфея: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил Христос, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. “…” Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…” (Мф.23:13, 27). Один из таких книжников подошел с вопросом ко Господу Иисусу Христу. Почему он спросил Его о наибольшей заповеди в законе? Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь — это первая из десяти заповедей Моисеевых: “Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене” (Исх.20:2-3). Другие учили о том, что основною заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об омовении рук и ног считали наибольшей, или такое же значение придавали требованию ветхозаветного ритуала об одежде. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, у которого учился и Савл — будущий апостол Павел и который, возвышаясь над прочими иудейскими учителями, проповедовал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви. Чтобы разрешить эти споры, один из законников и обратился к Спасителю. Спаситель ответил ему словами ветхозаветного закона: “…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим…”. И добавил: “…сия есть первая и наибольшая заповедь…” (Мф.22:37-38; см.: Втор.6:5). Почему эта заповедь наибольшая? Потому что Бог — это высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его, по заповеди Христовой, надо всем сердцем — всеми движениями чувства, всей душой — всеми стремлениями воли, всем разумением — всеми действиями ума; любить всем существом. Продолжая свою речь, Господь Спаситель сказал: “…вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…” (Мф.22:39). Эта вторая заповедь неразрывно связана с первой: кто любит Бога, тот не может не любить брата своего. Так учит и апостол Иоанн Богослов: “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец…” (1Ин.4:20). Кто исполняет первую заповедь о любви к Богу, тот исполняет и вторую. Для грубых умом и черствых сердцем, кто уверяет, что Бога любит, а в то же время ближнего своего не любит, нужно было особо сказать об этой второй заповеди, и Господь сказал. Он указал и мерило, которым измеряется наша любовь к ближнему: “…возлюби ближнего твоего, как самого себя…” Чего хочешь себе, того желай и ближнему; чего себе не хочешь, не делай ближнему. Тебе больно, если над тобой насмехаются, тебя оскорбляют, тебе говорят в глаза и за глаза неправду, клевещут, осуждают тебя, — не делай этого и ближнему твоему. Тебе горько, если в минуты скорби никто не спешит к тебе, чтобы разделить с тобой эту скорбь, и ты должен сам в себе переживать ее,так, когда ты увидишь горе и слезы другого, поторопись утешить его и разделить с ним его скорбь. Ведь разделенное горе — это полгоря, говорит и народная мудрость. И закончил Спаситель ответ Свой книжнику словами: “…на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф.22:40). Эти заповеди — сущность всего ветхозаветного закона и сущность всех пророческих речей; это сущность и всего нашего христианского нравоучения, всего закона Христова. Так говорит и святой апостол Павел: “Если имею дар пророчества и знаю всей тайны… а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1Кор.13:2-3). Почему Господь велит любить Бога всей душой и всем сердцем? Потому, во-первых, что Бог есть всесовершеннейшее Существо, Он — источник всякой истины, всякого добра и всякой красоты. Он — источник истины. В Нем, в Его Божественном слове, мы находим для себя ответы на все запросы нашего пытливого ума, светом Его слова мы освещаем и свой жизненный путь и всё вокруг себя. В свете открытой Им истины мы знаем о том, как произошел этот мир, что его ждет при конце времен, мы понимаем смысл и цель нашей короткой земной жизни. Мы знаем о том, что в бренном теле каждого из нас живет бессмертная душа, предназначенная к вечной жизни и вечному блаженству. Он — источник добра. Еще в Ветхом Завете Бог показал Свою любовь к людям, когда не покинул грешный ветхозаветный народ погибать в его грехах, но на протяжении ряда веков посылал людям пророков с их огненными речами, звавшими людей к вере, к покаянию, к вечной жизни. И во всем сиянии Своей любви Бог открыл Себя в Новом Завете, когда Сын Божий в образе Господа Иисуса Христа пришел спасать людей, пришел для того, чтобы тяжкими, кровавыми муками в Гефсиманском саду и на Голгофском кресте открыть нам путь к вечному блаженству. Бог — источник красоты. Он открыл Себя во всей Своей совершеннейшей духовной красоте в лице Иисуса Христа. Он показал вершины смирения, духовной и телесной чистоты, терпения в испытаниях, преданности воле Божией, любви и милосердия, и никто никогда этой красоты превзойти не мог и не сможет. Как же нам не любить нашего Бora? Как нам не любить Его и как нашего Небесного Отца? Мы — творение Его рук, мы — Его дети. Мы Ему всем обязаны: мы обязаны своей жизнью и всеми теми благами, какие мы в этой жизни имеем; нашим здоровьем, всякой доброй мыслью, всяким утешением в несчастье. В каждом из нас Он напечатлел Свой образ и подобие, не много умалил пас перед ангелами, по слову псалмопевца (см.: Пс.8:6). Он дал нам бессмертную душу, Он спас нас Своею кровью от вечной погибели. Он ждет нас во вратах Своего Небесного Царства, чтобы ввести нас в эти врата. Мы обязаны Ему каждой струёй воздуха, который мы вдыхаем, каждой крошкой хлеба, который мы едим, каждым глотком воды, которую мы пьем. Промысл Его бодрствует над нами день и ночь. Как же нам не любить Его всей душой и всем сердцем? Даже дикие животные укрощаются перед своими благодетелями. Знаете вы о преподобном Герасиме, жившем в пустыне Палестинской в V веке? Однажды он встретил льва, который занозил свою лапу и ревел от боли. Нисколько не испугавшись, призвав имя Божие, преподобный Герасим подошел ко льву, вынул занозу, полил на рану масло и обвязал лапу. Вы знаете, что случилось потом? Этот лев ходил за Герасимом как домашнее животное. Когда преподобный умер, он лег на его могилу, рычал от тоски, никого не подпускал к себе, не ел и не пил и издох на могиле. Даже у дикого животного нашлась такая благодарная любовь к своему благодетелю. Неужели мы своего Небесного Отца и Друга-Благодетеля не будем любить всей душой и всем сердцем? Почему мы должны любить ближнего своего? Потому что любовь к ближнему — это одно из проявлений нашей любви к Богу; потому что такова заповедь Христова, подобная первой заповеди о любви к Богу; потому что все мы — братья между собой: мы произошли от одной крови наших прародителей, мы искуплены одной кровью нашего Спасителя, мы духовно возрождены одним и тем же Духом Святым. Мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христову, — отличительный признак истинных христиан. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, — говорил Христос (Ин.13:35). Мы должны любить друг друга потому, что этот путь любви ведет и нас к помилованию в вечной жизни: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф.5:7). Наконец, любовью к ближнему мы приближаемся к Богу, уподобляемся Ему, соединяемся с Ним. “…Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем”, — учит апостол Иоанн Богослов (1Ин.4:16). Разве трудно любить отца, разве трудно любить братьев? Почему же мало бывает в нас любви к Богу? Потому что мало в нас веры в Бога, мало веры в будущую нашу жизнь, мало в нас сознания и чувства беспредельной к нам любви Божией и бесчисленных благодеяний Божиих. Послушайте, что говорит апостол Павел: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод… или меч? “…” …Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией…” (Рим.8:35, 38-39). Вот истинная любовь: крепкая, постоянная, всезахватывающая — там, где пламенная вера в Бога и в будущую жизнь! Вскоре после вознесения Господа Иисуса Христа на небо невдалеке от ворот Иерусалима можно было видеть страшное зрелище: человека побивали камнями. Люди бросали в него камни с ожесточением, с насмешками и проклятиями. Человек стоял, обливаясь кровью, пока не упал. Глаза его были подняты к небу, а окровавленные умирающие уста повторяли ту же молитву, с какой умирал на кресте Спаситель: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян.7:60). Это был первомученик архидиакон Стефан. Бог ему повелел любить ближнего как самого себя. Он умирал за Христа, он жаждал своего вечного спасения и, желая того же своим палачам, молился о прощении их греха. Вот истинная любовь к ближнему своему, вот истинная вера в Того, Кто обещал всякого Своего верного слугу взять к Себе по окончании земного пути! Почему в нас так мало бывает любви к ближнему? Опять потому, что мало у нас веры в Небесного Отца, мало сознания того, что мы, имея одного Небесного Отца, друг другу братья. А если нет любви друг к другу, разве мы можем быть наследниками вечной жизни? Царство Небесное — это царство любви, и войдут в него только те, кто исполнит первую и наибольшую заповедь нашего закона и вторую, ей подобную. Как надо любить Бога? В чем проявляется эта наша любовь? Любя Бога, мы должны любить храм Божий, место таинственного присутствия Божия и место нашего освящения благодатью Христовой. Надо любить молитву как беседу со своим Небесным Отцом утром и вечером каждого дня. Надо любить слово Божие как завещание нашего Небесного Учителя и Господа. Надо любить Бога и в скорбях и в радостях нашей жизни, во всем и всегда видеть Его Отеческую руку. А отвечая законнику на его вопрос, Господь Иисус Христос указал и главный путь проявления нашей любви к Богу — это любовь к ближнему. В любви к ближнему мы проявляем свою любовь к Богу, а Он все дела любви, какие мы оказываем ближнему, считает как бы сделанными Ему Самому. На Страшном суде мы услышим Его: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф.25:40). И другим из нас Он скажет: “…так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф.25:45). Надо любить ближнего своего “не словом или языком, но делом”, как учит апостол Иоанн Богослов (1Ин.3:18). Наша любовь к ближнему проявляется не только в милосердии, как добром настроении нашего сердца, но милосердии деятельном, которое зовет нас на подвиг во имя этой любви. Эта наша любовь и это милосердие должны быть жертвенными, звать нас и на жертвы во имя любви к ближнему. Никогда не жалей ни времени, ни сил, ни имущества своего, когда ты должен проявить любовь к ближнему своему! Не забывай слова Божия: “Милуяй нищего, взаймы дает Богу…” (ср.: Притч.19:17). Слово Божие не ложно, и Бог никогда не останется у тебя в долгу! Преподобный Агафон, святой V века, пришел из своей пустыни, где проводил дни в безмолвии, молитве и посте, на городскую площадь, чтобы продать изделия своих рук. На площади он увидел больного, всеми брошенного, одинокого старика. Сжалившись над ним, он нанял для него квартиру, три месяца прожил в этом городе, продолжая свои рукоделия и продавая их на площади. И только тогда, когда больной окреп, он, простившись с ним, вернулся в свою пустыню для продолжения своих подвигов. Какая красота любви к ближнему своему! А вот как поступил Евлогий, святой IV века. Он был ученым мужем и богатым человеком. Он роздал свое имущество бедным и, оставив свой дом, захотел послужить чем-нибудь своему ближнему. Идя по дороге, он встретил нищего без рук и ног, сидевшего у дороги, просившего милостыню. В сердце своем он сказал сам себе: “Вот кому я послужу до конца моих дней”. Он его взял на руки, поместил его в доме и жил с ним пятнадцать лет, ухаживая за ним. Он его мыл, кормил, носил на руках, заботился о нем, как о родном отце. Через пятнадцать лет диавол начал искушать сердце этого нищего. Он стал раздражителен и стал упрекать Евлогия. Он не раз ему говорил: “Вероятно, ты какой-нибудь убийца или вор и хочешь теперь, ухаживая за мной, искупить свои грехи”. Евлогий смирялся, терпел и молчал, слыша эти незаслуженные поношения. Еще через некоторое время этот нищий, все более раздражаясь на Евлогия, сказал ему: “Если бы у меня были руки, я наложил бы их на себя, так мне противна жизнь с тобой”. Огорченный Евлогий направился за советом к великому старцу того времени — преподобному Антонию Великому. Антоний Великий сказал ему: “Я кратко утешу тебя напоминанием слов нашего общего Спасителя: “Претерпевший до конца спасется” (ср.: Мф.10:22). Евлогий вернулся к своему больному и продолжал с терпением свой подвиг. Через сорок дней он скончался в любви и мире с этим нищим. А вскоре умер и тот, горько оплакивая свой грех против Евлогия. Какой яркий урок истинной любви к ближнему своему в этом подвиге! Таковы заповеди: первая и подобная ей вторая, которые составляют сущность нашего христианского закона. Мы хорошо знаем эти заповеди. От дней нашего детства научает нас им Святая Церковь. Несколько раз в году в евангельских чтениях за Литургией напоминает нам о них наша Церковь. Никогда же не будем забывать и грозного слова Христова: “Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…” (Лк.12:47). Да не будем же мы такими рабами! Пусть огонь нашей любви к Богу, зажженный в сердце каждого из нас Духом Святым, разгорается в пламя, которое никакие ветры на земле не смогут потушить, и эта любовь наша к Богу пусть зовет нас к такой любви друг к другу, которая сделает нас истинными детьми своего Небесного Отца.
    0 комментариев
    6 классов
    Жажда Митрополит Николай Ярушевич. Слово, сказанное в церкви Пятницкого кладбища г. Москвы Я несколько дней тому назад, молясь на Ваганьковском кладбище у дорогих могил, я прочитал на надгробном памятнике одного из любимых верующими москвичами пастырей: “Жаждет душа моя к Богу крепкому”. Это — слова из 41-го псалма Давидова. Начало этого псалма читается так: “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие” (Пс.41:2-3). “Жаждет душа моя к Богу крепкому”. Сколько мыслей и чувств рождают эти святые слова в верующем сердце! Что они нам напоминают? О ком они говорят? И вот, прежде всего представляется нашему духовному взору величественная картина бесчисленных тысяч мучеников первых веков христианства: молодые, старые, женщины, дети, малютки на руках… Эти люди не жалеют ни своей молодости, ни невинных радостей земной жизни, ни своей славы и земного почета — ничего не жалеют, потому что “душа их жаждет к Богу крепкому”. Они идут на свой подвиг, полные горячей, убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: “Где буду Я, там будет и Мой слуга”; “Будь Мне верен до смерти, и Я дам тебе венец вечной жизни”. Эта вера настолько воодушевляет их, что самые тяжкие пытки и предсмертные страдания они переносят не только с истинно христианским терпением, но и с улыбкой, не покидающей их духовной радости. Их вдохновляет вера в Небесного Отца, их согревает в их подвиге любовь к Небесному Отцу. Ах, какая это была любовь! Всякий раз, когда мы вспоминаем об ее проявлениях из времени гонения на христиан в те века, рассказы об этом волнуют наше сердце. Вот один из случаев. Это было в Карфагене в середине III века. Правитель города, поднявший гонение на христиан, в один из дней приказал всем христианам собраться на городской площади. Христиане знали, что их собирают для казни. И вот на одной из улиц по пути к площади группа язычников увидела женщину, бежавшую по направлению к этой площади с малюткой на руках. Они остановили женщину и говорят ей: “Куда ты бежишь?” Та отвечает: “Я — христианка и тороплюсь на площадь, где собираются все христиане”. — “Разве ты не знаешь, что все христиане будут казнены?” — “Я это знаю, потому и тороплюсь”. — “Но оставь хоть малютку дома, пусть спасется невинное дитя”, — пожалел даже кто-то из язычников. — “Нет, нет, — воскликнула женщина, — я хочу, чтобы и мое дитя сегодня уже было бы со мной у Господа”. Какая непреодолимая “жажда к Господу” в верующей душе! Встает перед нашим духовным взором зрелище и другого священного собрания святых. Много мужчин и женщин, томимых жаждой быть нераздельно с Богом, оставляя свои дома, свои семьи, отрекаясь от всего, чем человек живет на земле, идут в леса, в пустыни, на скалы, чтобы в подвигах молитвы, поста, изнурения плоти служить Богу. Вот будущий преподобный Сергий. Еще юношей он направляется в Радонежский лес и там под завывание диких зверей и шум высоких деревьев, окружавших его маленькую келийку, загорается на своем молитвенном подвиге вечной неугасимой лампадой за русскую землю, за русских людей. Вот будущий преподобный Зосима приплывает к Соловецкому скалистому острову, лишенному растительности, и в одной из пещер этого острова начинает свой подвиг во имя спасения своей души и во имя молитвы о спасении всех людей. В гуще этих лесов, на этих скалах, в этих пустынях утоляется навсегда та жажда душ человеческих, о которой говорил Спаситель: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто будет пить в оду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во-век” (Ин.4:14, 7:37). Святые псаломские слова напоминают нам не только о тех, кто подвигами своей святости украшает церковное небо и кто имеет дерзновение у Бога, по молитвам нашим, ниспосылать нам оттуда Божие благословение. В прежней Руси были тысячи монастырей мужских и женских, и каждый год десятки и сотни мужчин и женщин входили в их ограду с тем, чтобы в иноческом подвиге окончить свои дни. Сюда шли и разочарованные в жизни, усталые жить, шли и только что начинающие свою сознательную жизнь, — всех их влекла сюда одна и та же “жажда к Богу крепкому”. И неисчислимые тысячи их, неведомых нам по именам и ведомых одному только Богу, нашли для себя в стенах монастырей вечный покой своей душе. Старая Русь очень любила паломничество по святым местам. И каким подвигом было это паломничество! Какой нибудь мужичок из северной губернии, задумав путешествие к святыням Киево-Печерской лавры, готовился к нему целую зиму, сушил ржаные сухари и, когда согревалась земля под лучами весеннего солнца, собирался в путь: кланялся в ноги всем своим домочадцам, прося у них прощения, — ведь он шел замаливать грехи свои и своих близких, — перекидывал за плечи котомку с сухарями, брал в руки суковатую палку, и паломничество начиналось. Он шел, — не ехал, а шел, — десятки, сотни верст, разжевывал по пути корки черного хлеба, запивая их водой из ручьев и колодцев; ночевал главным образом под открытым небом, чтобы встречами с людьми не рассеивать своего молитвенного настроения, и после долгих дней подходил к воротам Киевской лавры. Что он переживал в течение нескольких дней пребывания в гостеприимной лавре? Он говел, причащался, обходил п ближние и дальние пещеры, целовал косточки всех святых угодников печерских, плакал, молился, а потом отправлялся в обратный путь. И когда придет зима, в долгие зимние вечера оп будет рассказывать своим детям и своим внукам о том, какое счастье побывать у великих святынь христианских и почувствовать близко, близко около себя Бога. Разве не та же ” жажда” влекла его в далекий путь паломничества? Но разве слова псалма говорят нам только о других, напоминают нам только о том, что пережили другие? Разве они не говорят каждому из пас о пас самих? Разве в каждом из нас, в ком горят огоньки веры и любви к Богу, не живет это чувство “жажды к Богу крепкому”? Посмотрите. Наше тело нуждается для своего здоровья для поддержания жизни в свежем чистом воздухе. Дыша испорченным воздухом, мы болеем. Летом каждый из нас стремится за город, на дачу, чтобы свежим воздухом очистить наши легкие от городской пыли и дыма. Так и наша душа в своей сокровенной от взора других жизни ищет для себя чистого и свежего воздуха. Она устает жить и дышать в атмосфере, напоенной миазмами человеческих грехов. страстей, взаимной злобы, лжи, мести и всякой нравственной грязи. Человек, созданный по образу и подобию Божию, носящий в себе частицу дыхания Божия, — ведь в первого человека Творец его вдунул “дыхание жизни” (Быт.2:7) — своей душой стремится к своему Источнику и Творцу и, уставая дышать воздухом земли, ищет для себя воздуха неба. Для этого мы и приходим сюда, в Божий храм, оставляя у порога этого храма всю нашу суету, все наши заботы, все то, чем тревожно живем мы в этом мире. Здесь мы и дышим другим воздухом. Со священных стен на нас глядят изображения святых угодников Божиих. Они излучают мир и любовь; они говорят нам о том, как эти святые люди нашли в себе силы преобороть все искушения и соблазны земли, как многие из них, годами, а иногда и в течение всей жизни страдавшие тяжелыми болезнями, сумели нести их с терпением. Эти лики дышат чистотой, духовной красотой, лучи которых согревают наше устающее в жизненной борьбе сердце. В многочисленных святых иконах здесь на нас смотрит лик Божией Матери, такой благостный, любвеобильный, успокаивающий больное сердце. Здесь, по верованиям нашей Церкви, вместе с нами разделяет нашу молитву незримое ангельское воинство. Здесь в многократных благословениях Церкви и ее священных обрядах Сам Господь укрепляет и утешает нашу душу, и нередко бывает, что тому, кто искренно и с открытым сердцем помолится за нашим богослужением в храме, не хочется и выходить отсюда опять туда, где его ждут суета, соблазны и человеческие пороки. Разве и нас сюда влечет не та же “жажда”? Все живое нуждается в свете и тепле для своей жизни. Всякая, даже самая малая, былинка тянется к солнцу, как к источнику света; самая малая букашка ищет для себя тепла. И наша душа “жаждет к Богу крепкому”, потому что в Нем — источник света и источник тепла для нашей бессмертной души. В свете того, что открыто нам нашим Господом в Его божественном слове, для нас все ясно: как произошел этот мир, в котором мы живем, что его ждет, для чего создан человек, как он будет жить после своей смерти. Светом Евангельского слова нам освещен путь, который ведет нас к вечной жизни. И как солнце не только светит, по и греет, так и тот наш Свет, в которого мы веруем, — это неиссякаемый источник тепла, согревающего нашу душу. Образец такой любви — объятия отца, встречающего своего блудного сына с всепрощением и лаской. В известной нам притче о блудном сыне отец, встретив своего сына, велел заколоть откормленного теленка, принести лучшую одежду и перстень на руку вернувшегося сына, чтобы выразить этим всю радость отцовского сердца. Таков наш Небесный Отец, и горячие, всепрощающие и ласкающие объятия Его не раз чувствовал каждый из нас па своем жизненном пути. Мы идем к Нему, как к источнику света и тепла, потому что и наша душа как всякая живая бессмертная душа, не может не “жаждать к Богу крепкому”. Мы идем к Нему за той нетленной небесной пищей, в которой нуждается, которой просит каждая живая душа. Он дает эту пищу и дает ее обильно — в молитве, в Своем слове, в святой Своей чаше, в нашем богослужении. Пусть же ни в ком из нас не будет ни голодной, ни жаждущей души! На надгробных памятниках на наших кладбищах мы нередко читаем и другие священные слова: “Блаженны мертвые, умирающие о Господе” (Откр.14:13). Эти слова говорят нам о тех, кто на пути своем к небу уже испытал счастье жизни с Богом в душе и с Ним отошел в вечный мир. В этом состоит цель жизни каждого из нас: жить с Господом и умереть с Ним. Плодом такой жизни и будет блаженство: вечное общение с Богом и вечное пребывание в том мире, где нет ни скорбей, ни печалей, ни воздыхания. Идите все к Богу крепкому, живому! В Нем — счастье, в Нем — покой, в Нем — непреходящие вечные радости!
    0 комментариев
    5 классов
Сегодня – день, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство его Тела и Крови... Азбука веры. Полный круг проповедей. 2 мая. Протоиерей Вячеслав Резников.Проповедь. Четверг. О Тайной вечери. /выдержки/: Сегодня – день, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство его Тела и Крови... А дальше пришло время вспомнить и другие, еще ранее сказанные Господом, еще более непонятные и страшные слова: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и
Так и наша жизнь должна ВСЯ быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на ВСЕМ протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к... СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК. О НЕОБХОДИМОСТИ БОДРСТВОВАТЬ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15), – говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что
Не смешивайтесь с толпой нечестивых людей, сторонитесь их, чтобы не заразиться духовным смрадом, ищите общения с людьми чистыми, благородными, праведными пред Богом. Их очень немного, но они есть рядом с каждым из нас. Прилепитесь к ним сердцем. Свт. Лука Крымский
Господь ведь знает, что нам тяжело. Господь знает и наши немощи. Господь знает, что мы плохо все воспитаны. Господь знает и то, что нас с детства никто толком не учил и никто нами не занимался. Но ведь Он Сам нас избрал. Мы не можем сказать, что мы сами своим умом дошли до веры. Нет, Господь как-то нас сумел к Себе привести, сумел к Себе привлечь. И от нас требуется только, чтобы мы ответили на Его призыв любовью, постарались быть достойными этого призвания. Протоиерей Димитрий Смирнов
В эти последние времена у всех православных христиан должна быть усиленная молитва к Божией Матери – Заступнице рода христианского. Ей ныне поручен грешный, погибающий мир. На Нее одна наша надежда. Пред иконой Пресвятой Богородицы усердно помолитесь и пролейте слезы. Она утешит вас, Она покроет вас от злых людей, Она ни за что не покинет вас в трудную минуту, и в час вашей смерти придет Сама к вам и отгонит злых бесов, и даст радостную кончину, и в Царство Небесное вселит вас для блаженной жизни на веки. Архимандрит Тихон Агриков.
Как много теряют православные, пропуская службы в последнюю неделю Великого поста. Ждут Пасхи, ждут радостной встречи с Господом, а провожать Его на страдания никто не идет. Все хотят радоваться с Ним, но мало кто хочет с Ним плакать. Матушка Н. Соколова.
586481105930

Борис К

586481105930

Борис К

586481105930

Борис К

586481105930

Борис К

Показать ещё