1930-е годы были временем испытания новых моделей самолётов, позволявших совершать длительные перелёты с одного континента на другой. Воздушный путь из СССР в США, открытый летом 1937 года через Арктику, Северный полюс, не мог использоваться постоянно из-за неблагоприятных погодных условий. Требовал освоения новый путь — через Северную Атлантику.
28 апреля 1939 года экипаж в составе лётчика-испытателя В. К. Коккинаки и штурмана М.Х. Гордиенко рано утром вылетел с аэродрома в Щёлково под Москвой и взял курс на северо-запад. Время начала полёта было выбрано с тем расчетом, чтобы самолёт, двигаясь на запад, шёл вслед за солнцем. Это обеспечивало лётчикам более комфортные условия перелёта из-за дневного времени суток. Маршрут был выбран такой: Московская область — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — юг Гренландии — Нью-Йорк.
Над Северной Европой самолёт летел на высоте 5500 метров, но на пути к Гренландии из-за циклона лётчики набрали высоту 7000 метров. На последнем этапе пути высота составляла уже 9000 метров, пилотам пришлось надеть кислородные маски. Из-за погодных условий маршрут пришлось изменить, так как всё Восточное побережье США было закрыто для посадки самолётов.
Экипаж приземлился на следующий день после вылета на канадском острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия, пролетев 8000 километров за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 км/ч. Таким образом, менее чем за сутки советские лётчики установили мировой рекорд дальности полёта.
Самолёт ЦКБ-30, на котором был совершен перелёт, являлся дальним бомбардировщиком, разработанным в конструкторском бюро под руководством С.В. Ильюшина (ОКБ-39).
В 1935 году воздушное судно было испытано В.К. Коккинаки, и уже в следующем году на нем было установлено пять мировых рекордов. Скоро началось серийное производство этих летающих машин, появились новые модификации с более мощными моторами.
Самолёты этого типа принимали участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах (участвовали в бомбардировках Берлина в 1941 года).
Перелёт освещался в средствах массовой информации, за ним следили в СССР и за рубежом. 1 мая Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк, где тогда открылась Всемирная выставка 1939 года. Там же лётчики получили поздравительную телеграмму от руководителей советского государства.
Владимир Константинович Коккинаки вписал свое имя в историю мировой авиации, ему принадлежали 22 мировых рекорда. В годы Великой Отечественной войны тестировал новые типы самолётов, в конце 60-х годов занимал пост президента Международной авиационной федерации.
Михаил Харитонович Гордиенко стал, как и Коккинаки, генерал-майором авиации, в годы войны был главным штурманом 2-й Воздушной армии. Через два десятилетия после легендарного перелета по маршруту, впервые в мире проложенному советскими лётчиками, стали летать пассажирские самолёты.
В 1989 году в честь полувекового юбилея перелёта Коккинаки и Гордиенко в Советском Союзе был выпущен почтовый конверт, посвященный этому событию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев