В. Мясищева.
КБ Мясищева было известно тем, что создало гигантский четырёхмоторный стратегический бомбардировщик М-4. Мясищев предложил быстро переделать один бомбардировщик для перевозки крупногабаритных грузов на спине.
Для переделки отобрали три самолёта-заправщика 3МН-2 модели М-4. Они получили обозначение 3М-Т. Однако в итоге для статических испытаний использовали только один такой самолёт. Когда в 1978 году конструктор Владимир Мясищев скончался, самолёт переименовали в его честь, назвав ВМ-Т.
Но размещение такого огромного веса посередине фюзеляжа грозило разбалансировкой, и поэтому конструкторы разработали для самолёта новый хвост с двойными вертикальными стабилизаторами. Такая конфигурация встречалась и в других моделях, но вертикальные хвостовые кили 3М-Т предстояло сделать намного больше обычных, чтобы справиться с вихревыми потоками от крупных грузов, закреплённых на спине самолёта.
На самом деле, переделать предстояло весь М-4 полностью. Его надо было значительно усилить, чтобы он мог выдерживать такой колоссальный вес. Для этого необходимо было убрать бомболюки и турельные установки, сделать самолёт на семь метров длиннее, изогнуть вверх заднюю часть фюзеляжа и установить турбореактивные двигатели Добрынина ВД-7МД с увеличенной тягой. Также нужны были новая система управления полётом, переделанный механизм подачи топлива и 14 надёжных точек крепления четырех разных типов груза.
Модифицированный таким образом самолёт «Атлант» совершил свой первый полёт 29 апреля 1981 года, а спустя девять месяцев его испытали с полной нагрузкой.
ВМ-Т мог перевозить ракетные ускорители, диаметр которых в два раза превышал диаметр «Атланта». Кроме того, он мог перевозить гигантские грузовые контейнеры размером с дом, получив в результате прозвище «летающая бочка». В контейнере 1ГТ перевозили водородный бак ракеты «Энергия» с носовым и хвостовым обтекателями, в контейнере 2ГТ — кислородный бак и двигательный отсек, а в контейнере 3ГТ — головной и хвостовой обтекатели обоих грузов.
В двух проектах принимали участие два самолёта «Атлант». Первый перебросил части блока «Энергии» с куйбышевского аэродрома Безымянка на космодром Байконур на расстояние 1 250 километров. Они были использованы во время неудачного запуска платформы с лазерным орбитальным оружием «Полюс» в мае 1987 года.
Второй перевозил на спине советский шатл «Буран», а также ускорители «Энергии», на которой челнок выводился в космос.
Чтобы закрепить «Буран» на спине ВМ-Т, использовались два огромных крана. С 62-тонного челнока сняли все приборы, уменьшив его вес до 45 тонн. В 1983 году совершили первый пробный полёт. Один из первых полётов едва не закончился катастрофой, когда во время посадки отказали электрические системы «Атланта». К счастью, произошло это уже после выпуска шасси, а вот закрылки остались на месте. А потом загорелся один из его турбореактивных двигателей! Но экипажу удалось посадить самолёт на большой скорости без выпущенных закрылков.
Наконец, «Буран» доставили на Байконур, и 15 ноября 1988 года он совершил свой единственный орбитальный полёт (непилотируемый). Всего самолёты ВМ-Т совершили 150 полётов, перевозя различные детали для советской космической программы. Работали они до тех пор, пока не было завершено строительство Ан-225, который занял их место.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29