Вход Господень в Иерусалим Богословское содержание – В этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия; – Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца. Иконография Центральное место на иконах этого типа всегда занимает фигура Христа, восседающего на ослике. Позади Христа — Его последователи, ученики. Согласно иконографическому сюжету, соответствующему историческому, Христос въезжает в город, где Его встречает ликующий (Зах.9:9) народ (Мф.21:7-9). За Христом следуют Его последователи, ученики. Взор Христа, как правило, бывает обращен именно на них. Толпа встречающих изображается справа (если смотреть со стороны богомольца или зрителя). Часто представители этой толпы пишутся на фоне высоких вертикальных стен городских построек. В буквальном восприятии эти постройки — образ иерусалимских строений. Однако этот иконографический компонент имеет и другую интерпретацию, не противоречащую буквальной. Отметим, что тогда как фигуры шествующих за Спасителем апостолов пишутся склоненными, в знак смирения и признания Иисуса Христа Господом, фигуры встречающих стоят почти строго прямо. Это подчеркивается вертикалью высокой стены (высоких стен). Через такое иконографическое решение проводится мысль о стене неверия в Иисуса, Сына Марии, как в обетованного Мессию, стене неприятия, воздвигнутой теми иудеями, которые не уверовали в Него как в Бога (напомним, что всего через несколько дней после торжественного входа Господа в Иерусалим, многие иудеи требовали Его распятия (Мк.15:13-14)). В нижней части икон этого типа представлены дети: некоторые из них держат пальмовые ветви, некоторые постилают одежды перед Христом. Также дети бывают представлены на пальме, которая, обычно, изображается на заднем плане: они смотрят на Мессию и режут ветви (Мф.21:8). Часто дети бывают представлены в белых одеждах, что в православной иконографии нередко служит символом чистоты. В этом, помимо буквального смысла, можно видеть и более глубокий, нравственно-поучительный: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Помимо пальмы на заднем плане бывает представлена гора, внешний контур которой, также как и изгиб пальмы, гармонирует с контуром фигуры Христа и везущего Его ослика: даже неразумная тварь, в отличие от не уверовавших иудеев, подчиняется воле Божьей.
    3 комментария
    1 класс
    3 комментария
    4 класса
    Уважение исчезло совсем. Ты только посмотри, что сейчас творится! Собственных родителей дети сдают в дома престарелых! А в старину заботились даже о состарившихся быках, не закалывали их и говорили: “Это ведь наши кормильцы”. А как почитали мертвых!… Помню войну: с каким риском мы ходили погребать убитых! Священник, понятно, был обязан пойти. Но солдаты шли вместе с ним — нести тела своих убитых товарищей — по сугробам, по морозу, под градом пуль. Во время гражданской войны в 1945 году, перед призывом в армию, я помогал нашему церковному сторожу собирать и хоронить убитых. Первым шел священник с кадилом. Как только доносился свист снаряда, мы падали на землю. Давай, поднимайся. Опять свист снаряда — снова на землю. После, когда я уже был солдатом и мы, разутые, сидели в снегах, нам сказали, что желающие могут пойти снять обувь с убитых. Никто даже с места не двинулся. Ах, прошли те добрые времена! Старец Паисий Святогорец
    6 комментариев
    75 классов
    13 комментариев
    209 классов
    3 комментария
    159 классов
    О пользе коротких молитв В идеале православный человек должен стремиться к непрестанной молитве. Потому что это позволяет сосредоточить мысли и чувства на Боге, а не на осуждении, искушениях, раздражении и греховных мыслях. Это непросто, поскольку у каждого из нас есть работа или учеба, обязанности родителей, супругов, родных. Кажется, что на молитвенное общение с Всевышним времени остается совсем ничего, осилить бы утреннее и вечернее молитвенное правило. Это заблуждение. Когда доведется воспользоваться общественным транспортом, обратите внимание на попутчиков, большинство из них будет сидеть в телефоне: пролистывать ленту в соцсетях, смотреть ролики и сториз, обмениваться сообщениями. А ведь это то время, которое можно с пользой посвятить молитве. Преимущество коротких молитв в том, что мы их знаем наизусть, их можно без проблем мысленно творить, где угодно: по дороге на работу и обратно, в очереди в магазине, выполняя физическую работу, в том числе домашнюю, занимаясь рукоделием. Представляете, какое благо вы будете совершать для своих домочадцев, если во время приготовления завтрака, ужина или обеда будете мысленно или вполголоса читать молитвы? Преподобный Никодим Святогорец советовал: «…Избери себе краткую молитовку или несколько таких молитовок и частым их повторением дойди до того, чтоб они сами собой повторялись у тебя на языке и мысль твою держали на одном – на помышлении о Боге». Что это могут быть за молитвы? Вариантов множество. Это может быть Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Или любые другие короткие обращения к Богу за помощью и благословением: «Господи, благослови!», «Господи, помоги!», «Господи, на всё Твоя святая воля». И, конечно, важно не забывать благодарить: «Слава Богу за всё!» Преподобный Серафим Саровский, который всем советовал практиковать чтение коротких молитв и утром, и перед сном, и в пути , и в работе, так писал о важности молитвы: «Призовем имя Господа — и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах — мы спасены. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: помилует тя, изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Пс. 36, 5-6), только повинись Господу, умоляй Его. Кто будет продолжать так, тот не лишится милости Божией. Молитва — путь ко Господу. Благоговейно причащающийся святых Таин, и не однажды в год, будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен. Помните слова апостольские: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитися. О всем благодарите (1 Сол. 5 , 16-18). При таком блаженном и мирном состоянии души, верую, что по великой благости Божией, ознаменуется благодать и на роде причитающегося». Коротко молиться в любую свободную минуту не сложно. Сложно помнить о том, что это нужно делать. Но при настойчивости и доброй воле со временем обязательно выработается благочестивая привычка, и вы удивитесь, насколько изменится ваша жизнь. Священник Антоний Русакевич
    4 комментария
    47 классов
    Лазарева суббота Даты 27 апреля - переходящая
    3 комментария
    43 класса
    ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ. Православие (греч. orthodoxia — неуклонное следование установленным принципам) — одно из трёх основных направлений христианства наряду с католичеством и протестантизмом. Сложилось на территории Византийской империи примерно в одиннадцатом столетии и служило опорой императорской власти Православие в отличие от католичества не имеет единого церковного центра и главы (папы). Православные церкви во всех странах независимы Словарь церковных терминов — Автокефалия (автокефальная, поместная, церковь) — самостоятельность, самостоятельная Константинопольская Александрийская Антиохийская Иерусалимская Русская Грузинская Сербская Румынская Болгарская Кипрская Элладская Албанская Польская Чехословацкая — Автономная церковь — зависимая от автокефельной в некоторых юридических вопрсах Синайская Финляндская Критская Японская — Литургия — главное богослужение, обедня — Таинство — священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога Крещение Миропомазание Покаяние Евхаристия Брак Священство Елеосвящение — Игумен — настоятель мужского или женского монастыря — Патриарх — высший духовный сан В Русской православной церкви было 17 патриархов, последние Алексий II (1929-2008), Кирилл (1946) — Евхаристия — освящении хлеба и вина и последующее их употребление, то есть как бы приобщение верующего к Телу и Крови Иисуса Христа — Белое духовенство — женатые приходские священники — Черное духовенство — монахи, давшие обет безбрачия — Митрополит — высшая степени церковной иерархии в черном духовенстве В Русской православной церкви было 46 митрополитов от первого Леонтия (992—1008), до последнего Иова (1525-1607). С момента принятия Русью православия и до ХIV века Русь представляла собой единую метрополию, и митрополиты назначались в Констнтинополе. В 1448 году после объявления Русской церкви автокефальной (независимой) митрополиты избирались без участия Византии — Интронизация — возведение в сан патриарха — Протоирей — настоятель храма — Догматы церкви — основное положение вероучения, слепо принимаемое на веру, не подлежащее критике Триединство бога Греховность мира Боговоплощение Искупление Воскресение Иисуса Христа Вознесение Иисуса Христа Второе Пришествие и Страшный Суд Возрождение Церкви Воскрешение смертных Божественная и человеческая стороны Божьего сына; Возможность совершать чудотворные действия; Почитание икон — Архиепископ — глава епархии (административно-территориального церковного округа) — Непереходящие праздники — определенные дни календаря Рождество — 7 января Крещение — 19 января Сретение — 15 февраля Благая весть — 7 апреля Преображение господне — 19 августа Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября Воздвижение Креста Господня — 27 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря — Переходящие праздники — ежегодно меняющие дату Пасха Вознесение Господне Троица — Сплошная седмица (сплошная неделя, всеядная неделя) — дни, когда церковь разрешает употребление скоромной пищи — Скоромная пища — мясо, жиры, молочные продукты, масло, яйца — Посты — воздержание от отдельных видов пищи на некоторое время весенний (великий) летний (Петров) осенний (успенский) зимний (рождественский, или Филиппов) — Канонизация — причисление к лику святых — Схизма — разделение христианской церкви на западную и восточную История русской православной церкви. 988 — Крещение в православие киевского князя Владимира и его дружины 1036 — возведение Спасо-Преображенского собора в Чернигове 1037 — В Киеве заложен собор Св. Софии 1051 — первым русским по национальности митрополитом стал священник Иларион 1051 — Основан Киево-Печёрский монастырь 1273 — митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II на соборе Русской церкви во Владимире озвучил правила церковного облачиния с определением порядка набора священников 1335 — Сергием Радонежским основан Троицкий монастырь, будущая Троицко-Сергиевская лавра 1214-1218 — Рождение унии между католичеством и православием: идея принадлежала королю Андрею Венгерскому, пытавшемуся подчинить своему влиянию Галицию 1404 — по взаимному согласию князя Московского Василия Первого и митрополита Киприана «все лица, принадлежащие к церкви, подчиняются суду митрополичьему» 1439 — Митрополит Московский Исидор присоединил Русскую церковь у Флорентийской унии, объединяющей православие и католичество 5 июля 1439 года во Флоренции подписано соглашение об объединении католических и православных церквей на условиях принятия православием догм католического вероучения. Византийское духовенство и император Византии Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности 1441 — Князь Московский Василий Второй арестовал митрополита Исидора «за измену православию» 1443, 6 апреля — Собор православной церкви, открывшийся в Иерусалиме, отверг Флорентийскую унию 1456 — митрополитом Киевским, Литовским и всея Руси назначен Григорий, ученик Исидора 1459 — Собор Русской православной церкви назначил Иону митрополитом Московским, который отказался от титула митрополита Киевского. Церковный раздел между Юго-Западной и Северной Русью 1524 — Объявление Москвы «Третьим Римом» 1541 — Митрополитом Московским Макарием закончен 12-летний труд по систематизации русской церковной литературы, так называемых Великих Миней Четьих 1551 — Распространение монахом Кирилло-Белоозерского монастыря Феодосием Косым «нового учения», отвергающего официальную церковь, основные догматы христианства, обряды и таинства, проповедующего идеи социального и политического равенство людей 1555 — Начало строительства на Красной площади Покровского собора (храма Василия Блаженного). Освящён 29 июня 1561 года 1566, 20 июля — Митрополитом избран Филипп (в миру боярин Ф. С. Колычев), который в 1568 году выступил с обличением внутренней политики Ивана Грозного, отказался благословить его и в 1569 году был задушен по приказу Ивана 1581, 12 августа — В Остроге (Ровненская область) увидела свет первая печатаная библия на старославянском языке (Острожская библия) 1589, 17 января — утверждено патриаршество в Руси. Первым патриархом стал Иов (поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II), автокефалия Русской православной церкви получила юридический статус 1596, 11 октября — Брестская уния: соглашение некоторых епископов Киевской митрополии о принятии католического вероучения, но с сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковно-славянском языке. Возникновение униатской церкви 1619, 24 июня — Интронизация Филарета (Романова), отца первого русского царя из династии Романовых, который до конца жизни был его соправителем и фактически руководил московской политикой. Отличался мудростью, терпимостью, справедливостью, неприятием корыстолюбия 1639 — В период патриаршества Иосифа празднование Иконы Казанской Богоматери стало всероссийской традицией (до этого почиталась только в Москве) 1649, 8 февраля — закончено составление и редактирование Соборного Уложения, свода законов Московской Руси, в котором 13 глава заявляла учреждение Монастырского приказа, ведавшего финансовыми, административными и полицейскими вопросами по церковным делам. упразднён в 1677 году 1652, 25 июля — Избрание патриархом Никона, предпринявшего реформу церковной обрядности и некоторых законов, которая не была принята частью верующих. Начало раскола Русской православной церкви, образование старообрядничества 1666, февраль-ноябрь — Торжественное проклятье староверов 1668, январь-1676, 22 января (1 февраля н. ст.) — восстание монахов Соловецкого монастыря, не принявших реформы Никона, расправа с ними 1681, ноябрь-1682, апрель — очередной собор учредил новые епархии для усиления влияния официальной церкви 1682, 31 марта — сожжение на костре лидера старообрядцев священника Аввакума и его последователей 1701, январь — Петром Первым восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого переходило управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами 1721, 25 января — Петром Первым упразднено патриаршество, учреждена Духовная коллегия (будущий Святейший Синод). Главой Русской православной церкви стал император Патриаршество упразднено Петром Первым. Главой русской православной церкви стал император. Восстановлено в 1917 году 1722, май — Синод обязал священников открывать властям тайну исповеди, если в ней обнаружится угроза государству 1730-1740 — В царствование Анны Иоанновны открытие в разных городах 16-ти славяно-латинских школ, названных семинариями 1762, 21 марта — Указ Екатерины Второй об обращении монастырских и церковных имений в государственную собственность 1764, 26 февраля — очередной этап секуляризации церковных и монастырских земель, церковные крепостные стали государственными 1798, 1 марта — Император Павел Первый разрешил старообрядцам строить церкви во всех епархиях 1850, 28 мая — По инициативе Франции начат «спор о святых местах» Иерусалима: т. е. о том, какой из церквей принадлежит право владеть ключами от Вифлеемского храма, обладать иными христианскими святынями в Иерусалиме и его окрестностях, ремонтировать храмы — приведший в Крымской войне 1858, 11 июня — В Петербурге освящён Исакиевский собор 1883, 26 мая — В Москве освящен храм Христа Спасителя, разрушен 5 декабря 1931 года, заново построен в конце ХХ века 1917, 15 августа- открылся Собор Русской православной церкви, на котором 11 октября было восстановлено патриаршество 1817, 5 ноября — Патриархом избран митрополит Московский и Коломенский Тихон 1918, январь Декретом СНК церковь отделена от государства 1918, 15 февраля — Тихон обратился к верующим с призывом бороться против Советской власти 1922, 26 февраля — Декретом изъяты церковные ценности в пользу голодающих Поволжья 1922, 7 мая — Арест Тихона. Освобожден и помещён под домашний арест 16 июня 1923 года после «признания» своих ошибок, 7 апреля 1923 года умер 1929, июнь — начало массового наступления на религию, закрытие церквей, монастырей, аресты священослужителей 1932, 15 апреля — Объявление «безбожной пятилетки», к маю 1937 года слово «Бог» должно быть забыто 1943, 4 сентября — Приём в Кремле Сталиным высших иерархов церкви, в результате образован Совет по делам Русской православной церкви 1958-1964 — Очередная мощная антирелигиозная компания, усиление контроля государства над религиозными общинами 1980, 20 августа — по обвинению в антисоветской пропаганде осужден защитник прав верующих священник Глеб Якунин 1986, 24 ноября — М. С. Горбачев призвал к беспощадной борьбе с религиозностью 1988, 6-11 июня — широко отмечается 1000-летие крещения Руси 1990 — Принят закон о свободе вероисповедания и свободе совести
    9 комментариев
    251 класс
    2 комментария
    12 классов
    1 комментарий
    16 классов
Вход Господень в Иерусалим
Богословское содержание
– В этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия;
– Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца.
Иконография
Центральное место на иконах этого типа всегда занимает фигура Христа, восседающего на ослике. Позади Христа — Его последователи, ученики. Согласно иконографическому сюжету, соответствующему историческому, Христос въезжает в город, где Его встречает ликующий (Зах.9:9) народ (Мф.21:7-9). За Христом следуют Его последователи, учен
  • Класс
Вход Господень в Иерусалим
Даты
28 апреля - переходящая
Даст тебе Господь по сердцу твоему
Ольга Рожнёва
Мне захотелось записать эту историю далекой юности, потому что, слушая ее, я заново пережила чувство, знакомое каждому, кто рано или поздно приходит к Богу: чувство духовной весны. Это время духовного младенчества – такое яркое, полное чудес и ощущения присутствия Божия. Господь совсем рядом, Он так близок, как никогда. Как мать близка младенцу и чутко слышит каждый его вздох, плач, младенческий лепет, тут же откликается на его призывный крик и утешает, ласкает, нежит. А чуть позже, когда младенец подрастет, мать уже не спешит так же быстро брать его на руки: теперь сам сделай шажок, иди ко мне, малыш, еще шаг, вот, молодец! И Господь всегда
Показать ещё