Все началось 17 апреля 1945 года, когда он встретил в воздухе эскадру американских бомбардировщиков ("Летающая крепость"), которую атаковали два немецких истребителя.
Кожедуб заградительной очередью отогнал "Мессершмитты", однако тут же оказался сам атакован самолетами американского прикрытия Ф-51 «Мустанг». Не мешкая ни минуты, Кожедуб сблизился и атаковал крайнего американца. Самолет задымил и снижаясь, побрел в сторону советских войск. Далее полупетлей выполнил разворот и атаковал второго союзника. Машина взорвалась в воздухе, не оставив шанса своему пилоту.
Летчик первого сбитого самолета выжил. Это был здоровенный пилот, который был уверен, что его сбил немец. Разумеется, никто его не стал переубеждать и неприятный инцидент можно было считать исчерпанным. Весь бой был записан на кинопленку и впоследствии передан Ивану Никитовичу с просьбой никому это не показывать.
Вторая встреча американцев с Кожедубом произошла 6 мая перед самым днем Победы, когда эскадрилья все тех же бомбардировщиков «Летающая крепость» с полным боекомплектом, игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в воздушное пространство советской оккупационной зоны. Иван Никитович уничтожил три штатовские машины, чем обратил остальных в бегство.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт.
На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.
После войны, в 1950 году Василий Сталин в обстановке строжайшей секретности направляет Кожедуба в Северную Корею, где под фамилией Крылов он командует 324 истребительной дивизией.
Советскому асу строго - настрого запрещено самому участвовать в воздушных боях. И вот уже 12.04.1951 подопечные Ивана Кожедуба прикрывают стратегический мост на реке Ялуцзян.
Кожедуб ,сильно рискуя, подымает в воздух всю эскадрилью в количестве 50 "МИГов" против 100 американских истребителей и 40 бомбардировщиков. Американские ВВС терпят полное поражение, потеряв 5 истребителей и 12 бомбардировщиков. Около 120 летчиков попадают в плен.
По официальной версии Иван Никитович не участвовал в воздушных боях над Кореей. И лишь спустя много лет китайские друзья Кожедуба рассказали его сыну, что советский ас лично уменьшил список самолетов США на 17 машин. Вообще за все время Корейского конфликта американская авиация недосчиталась 264 самолета.
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично.
Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11