Шри Шриваса Тхакур — это воплощение Нарады Муни. Он родился в Шрихатте и жил там со своими тремя братьями: Шрипати, Шринидхи и Шрирамой, вместе с ними повторяя имена Кришны, поклоняясь Господу, и трижды в день принимая омовение в Ганге. В совсем юном возрасте братья переехали в Майпур и поселились в доме Шриваса Тхакура — Шриваса-ангане, расположенном недалеко от Йогапитхи. Каждый день они приходили домой к Адвайте Ачарье, чтобы послушать «Бхагаватам» и устраивали там воспевание.
Именно благодаря громким, полным желания мольбам Адвайты Ачарьи и Шривасы Тхакура Верховный Господь снизошёл до нас в воплощении Чайтаньи Махапрабху. Когда явился Господь Чайтанья, сердца всех преданных наполнились родительской привязанностью. Шриваса Тхакур и его жена Малини Деви были очень близкими друзьями Шачиматы и Джаганнатхи Мишры. Малини вынянчила маленького Нимая. Гаурачандра любил Малини и Шриваса так же сильно, как своих родителей.
Однажды в доме Шриваса Пандита закончилась еда, и Махапрабху сказал ему:
–Днём и ночью ты только и делаешь, что воспеваешь Харе Кришна. Нужно и о пропитании подумать. Устройся на работу или пойди собирать пожертвования. Так или иначе, ты должен поддерживать семью.
– Мы не будем заниматься подобными вещами, – ответил Шривас Пандит. – Мы будем только воспевать святое имя.
Потом он трижды хлопнул в ладоши, отсчитывая:
– Раз, два, три.
– Что ты делаешь? – поинтересовался Махапрабху.
– Я подожду один день, – ответил Шривас Пандит. – Если еды так и не появится, подожду второй и третий. Если и на третий день ничего не появится, я утоплюсь в Ганге. Я скажу: «Харе Кришна!», – и прыгну в Гангу.
Тогда Махапрабху сказал всем преданным:
– Тому, кто искренне принял прибежище в повторении Святого Имени и воспевает его без оскорблений, никогда не придётся просить милостыню. Скорее Лакшми, сама Богиня Процветания, пойдёт по миру, но Мой преданный никогда не будет в нужде. Я Сам позабочусь о его поддержании и обеспечу всем необходимым. Я позабочусь о нём, даю слово.
Господь Нитьянанда, после встречи с Господом Чайтаньей в Майпуре, всегда останавливался в доме Шриваса. Он называл Малини Деви своей матерью и всегда являл свои игры в их доме. Нитьянанда соглашался принять пищу, только если Малини Деви лично кормила его.
Однажды, для того, чтобы испытать веру Шриваса Тхакура, Господь Чайтанья сказал ему выгнать Нитьянанду из дома, из-за того, что Нитай был авадхутой — полностью преодолевшим двойственность материального мира. Авадхуты, освободившись от всех мирских страданий и обязанностей, живут и действуют, ни к чему не привязываясь и ни о чём не беспокоясь. Это чистые и простые, как дети, личности. Авадхута не отождествляет себя со своим телом и умом — он достиг наиболее чистого уровня сознания, доступного индивидуальной душе в человеческом воплощении.
Чайтанья сказал: «Шриваса, почему ты держишь этого авадхуту в своём доме? Ты ничего не знаешь о нём. Предупреждаю тебя, если ты хочешь сохранить репутацию своей семьи, то ты немедленно должен выгнать этого авадхуту из своего дома». Шриваса отвечал: «Даже будь Нитьянанда и вправду мясоедом, пьяницей, и даже если я лишусь всего имущества за связь с ним, скажу тебе искренне, что я всё равно никогда не стал бы думать о чём-либо другом, кроме поклонения Ему и Твоим лотосным стопам».
Гауранга был рад такому ответу Шриваса: «Ты постиг истину о моём самом дорогом и преданном сподвижнике. Даже если наступят такие времена, когда сама богиня богатства, Лакшми Деви будет вынуждена скитаться в поисках милостыни, нищета всё равно не настигнет твоего дома».
Так как Господь Чайтанья был очень самонадеян в обучении, как-то раз Шриваса Пандит сказал ему: «Для чего люди учатся? Для того чтобы они могли понять, что означает быть преданным Шри Кришне. Если обучение не даёт знание о том, как предаться Шри Кришне, тогда какой смысл продолжать учиться? Это становится бессмыслицей и пустой тратой времени. Если ты действительно усвоил хотя бы что-то, то начинай поклоняться Шри Кришне прямо сейчас. Поторопись. В этом цель твоей жизни». Нимай ответил, рассмеявшись: «По твоей милости это непременно случится. Если вы все будете достаточно добры ко мне, тогда я точно предамся лотосным стопам Шри Кришны».
После того, как Господь Гауранга вернулся из Гайи, где принял инициацию от Шри Ишвары Пури, Он начал проводить свои игры в доме Шривасы. Он устраивал киртаны утром и ночью, явил свою Маха Пракаша Лилу и раздавал благословения многим преданным.
Одной ночью, в то время как Господь Гауранга пел киртан, сын Шриваса Тхакура, у которого случилась лихорадка, умер. Женщины начали громко рыдать. Услышав плач, Шриваса Тхакур прибежал в комнату, где у всех на глазах лежал его мёртвый сын. Он сказал им перестать плакать: «Даже самая грешная душа, покидая тело под звук повторения Святых Имён, во славу Кришны становится свободной. Моего сына постигла большая милость оставить тело, слыша харинама санкиртану Господа Чайтаньи и Его преданных. Сама Верховная Личность Бога Гауранга Махапрабху танцует у нас дома. Мой сын очень удачлив, потому что на его участь выпало благо покинуть тело в присутствии самого Верховного Господа, и теперь он вернулся в духовный мир, на Вайкунтху. Поэтому, если вы хотите плакать, плачьте, только делайте это тихо, в своём сердце, и никому не говорите, что произошло, потому что если вы помешаете экстатичному танцу моего Господа Гауранги, то я привяжу горшок к своей шее и утоплюсь в водах Ганги сегодня же».
Произнеся это, Шриваса Тхакур с улыбкой, исполненной счастья, поспешил продолжить киртан. Он принялся танцевать с Господом Чайтаньей и остальными преданными. Всю ночь они пели и танцевали. Когда Господь Чайтанья узнал о произошедшем, слёзы любви потекли из его глаз. Он сказал: «Как я могу оставить такого чистого преданного, как Шриваса Тхакур? Он любит меня настолько сильно, что даже не показывает своей скорби от потери родного сына».
Дом Шриваса был расположен в двухстах метрах от дома Нимая. Роскошный дом состоял из просторных комнат, был обнесён высокой стеной и окружён пышно цветущими садами и рощами. Каждый вечер Шри Гауранга Махапрабху и Его ближайшие спутники наслаждались здесь Своими экстатическими киртанами и вкусами Вриндавана.
Чханд Кази, который был судьёй в Навадвипе в то время, издал указ, запрещавший проведение санкиртаны. По его распоряжению нарушители этого указа подлежали обращению в ислам и должны были передать всё нажитое имущество властям. Хотя большинство жителей Навадвипы запаниковали, услышав об этом распоряжении, Шривас Пандит только рассмеялся над фанатизмом правителя. Господь Чайтанья провёл первую Нагара-санкиртану, прошествовав от дома Шривасы Тхакура ко дворцу Чханда Кази. Судья Кази, пытаясь остановить движение харинамы санкиртаны, разбил мридангу, и до наших дней сохранилась эта самая мриданга. С тех пор дом Шриваса называют Кхол Банга Данга (место, где разбили мридангу).
«Я преклоняюсь перед Шрилой Шривасом Пандитом, дорогим Спутником Господа Шри Гауранги. Благодаря лишь крупице Милости Шриваса Тхакура обретается чистейшая Любовь к Шри Гауранге. О Шривас! О Киртанананда — Олицетворение Блаженства Хари-Киртана! О Возлюбленный всей Санги Бхакт Господа! О Маха-Йоги, величайший из Бхакти-Йогов! О Бхакта-Рупа — Олицетворение идеального Преданного, неотличный от Шри Нарады Госвами! Тебе я приношу поклоны снова и снова».
В Панча-таттве Шривас Пандит представляет пограничную энергию Бога – живое существо (татастха-дживу). Преданные во главе со Шривасом описаны как части тела Господа Чайтаньи — Его глаза, уши, руки, диск и другое оружие. Все они принимали участие в играх Шри Гаурасундары. С их помощью Господь Гауранга распространил движение санкиртаны.
Изначально Шривас Пандит является Нарадой Муни, межгалактическим проповедником и вечным спутником Господа. В течение всей своей жизни Шриваса был постоянно погружён в настроение глубокой любви к Чайтанье Махапрабху.
Его самадхи расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.
https://krishna-tv.com
Комментарии 1