Шри Кришна Васанта Раса похож на осенний танец раса, только с тем различием, что он проводится весной, и все одеваются в жёлтое. Весенний танец раса Господа Кришны проходит ночью в полнолуние. Кришна, играя на флейте на берегу Ямуны во Вриндаване, пленяет сердца Шримати Радхики и всех гопи Враджа и они устремляются на встречу с ним. В эту ночь преданные обычно оставляют горшки со сладким рисом паяшам (один из видов сладкого риса) для наслаждения Господа во время Его танца раса.
Кришна Васанти-раса — это праздник танца Кришны с гопи, который проходит весной. Этой весенней ночью каждая гопи услышала своё имя, когда Кришна заиграл на флейте. Кришна принадлежит к сословию гопов (пастухов), Он гопа, а юные пастушки — это гопи. Звук флейты Кришны был настолько потрясающим, настолько несравненно прекрасным, что каждая гопи, не в силах удержаться, побежала на этот звук, оставив все свои обязанности в миру. Весенняя раса-лила (васанта) ещё более возвышенная, потому что в ней участвуют только нитйа-сиддха-гопи . То есть участвуют только вечно освобождённые гопи.
Есть четыре группы гопи:
1 свапакша (приближённые Шримати Радхики);
2 сухрт-пакша (благосклонны к Шри Радхе);
3 татастха (нейтральны к Шримати Радхарани);
4 випакша (приближённые Чандравали, настроенные против Радхи).
На васантика-раса-лиле присутствовали только свапакша-гопи и випакша-гопи. Эта раса-лила совершилась у подножия горы Говардхан.
С приходом весны природа преображается. Во Врадже с этого самого дня Кришна и гопи начинают васанти-расу. Весенняя раса-лила происходила на озере Луны — Чандра-саровара. Это озеро Чандра — круглое, как Луна. Потому что Чандра целую ночь Брахмы непрерывно светил, светил, светил не сомкнув глаз, пока проходила васанта раса-лила.
Джаядев Госвами описал одну чудесную лилу, произошедшую в брихат Вриндаване. Однажды Кришна встречался со множеством прекрасных Враджа-рамани. Радхика пришла позже. Издалека Радхика на мгновение увидела Кришну. Невозможно себе представить, как восхитительно выглядел Кришна в тот момент! Каким было выражение Его лица! Он играл на флейте, окружённый множеством Враджа-рамани, такими как Чандравали, Шаибья, Падма, Бхадра и другими випакша-гопи. Они стояли очень близко к Нему.
Как только Кришна увидел Радхику, Его руки начали дрожать, и Он выронил флейту из рук. Затем Он взглядом попросил окружавших Его гопи немного отодвинуться. После того, как гопи исполнили Его просьбу, Кришна посмотрел на Радхику, Он робко и застенчиво улыбнулся. У Него не получилась Его ослепительная улыбка, потому что Он очень смутился. Тем не менее, Он выглядел неописуемо прекрасно.
Но Радхика всё же ушла оттуда. Кришна не сделал ничего, чтобы остановить её. Он сидел, окружённый множеством Враджа-рамани. Они старались разными способами привлечь Его внимание, но Кришна думал: «Радхика обладает всеми наилучшими качествами. Без неё Я не могу быть счастлив».
Во время весенней расалилы Радхика скрывается из танца раса. Поэтому юный Враджакишор очень взволнован. Кришна взывает: «Когда Радха увидела меня в окружении девушек-пастушек, она ушла в негодовании. Я подумал: «Я совершил оскорбление!» Испугавшись, Я не помешал ей уйти. Увы, она ушла в гневе, потому что Я был к ней неуважителен. Хари! Хари! О, Господь! Что Я наделал?»
Когда весенняя раса-лила продолжилась, Кришна хотел подшутить над гопи и решил исчезнуть. Радхика исчезает с весеннего танца раса и Кришна тоже решил исчезнуть. Когда Кришна исчез, превосходство Шримати Радхики стало очевидным для всех. У Кришны бесчисленное количество гопи — шата коти (сотни сотен миллионов), они участвовали в танце раса и вдруг они заметили, что Кришна исчез. И когда Кришна решил исчезнуть с танца раса, Он застыл в образе Нараяны.
Все жители Враджа считают Богом Господа Нараяну. Он является Всевышним, Он — Иштадев жителей Враджа, особенно для Нанды и Яшоды. Гопи искали Кришну и не могли нигде найти.
Остановившись рядом с Нараяной, гопи подумали: «О, какой красивый Нараяна. Прими наши поклоны. Скажи, пожалуйста, куда исчез Кришна?» Нараяна показал четырьмя руками, и гопи пошли. Но затем Радхика подошла к Господу Нараяне и посмотрев на Него, подумала, что Он так похож на Кришну, хотя я знаю, что это наше Божество Нараяны.
И как только Кришна почувствовал запах тела Шримати Радхики, Он не смог удержаться в этом четырёхруком образе, две Его руки втянулись в туловище и все увидели что это Сам Кришна.
Радхика являет ман — гнев. Когда Радхика являет ман, она уходит с танца раса, чтобы доставить Кришне радость. Представляя себе Радхику, которая должна была рассердиться на него, и, глядя на её лицо, Кришна думал: «О, она так прекрасна. Я так хочу увидеть её прямо сейчас! Когда она довольна и улыбается, она очень красива. Но когда она сердится, она тоже очень красива». На самом деле, всё, что Радхика делает — это для счастья Кришны.
В результате этого мана Кришна Сам становится слугой, Он становится дасом. Он принимает Радхику Своим гуру и говорит: «Я ученик». И во время весенней раса-лилы Кришна припадает к стопам Шримати Радхики.
Однажды Шри Джаядева описывал наиболее сокровенные стороны любовных развлечений Господа Кришны и гопи, возглавляемых Радхарани. В состоянии глубокой медитации он постигал их сокровенный смысл.
И вот, описывая их, Шри Джаядева вдруг внутренним взором увидел, как Кришна, Верховный Господь, которому поклоняются и служат все великие полубоги, йоги-мистики и даже вишну-таттвы, инкарнации Самого Господа, Своей головой касается стоп Шри Радхи. «Какая наглость!» — подумал Джаядева. «Как могла прийти мне такая мысль в голову? — изумился он. — Разве я могу дерзнуть написать об этом чёрным по белому?»
Отложив перо в сторону, он тут же отправился на Гангу, чтобы совершить омовение. Дома никого не было. Жена Джаядевы, Падмавати, готовила пищу для Божеств. Приготовив бхогу, она с любовью стала предлагать её Господу.
В это время вошёл Кришна, который выглядел точь-в-точь как Джаядева, и Своей собственной рукой написал «дехи падапаллава – мударам», что значит «Кришна припал к лотосным стопам Радхи». Написав это, Он принял прасад из рук Падмавати и ушёл.
Когда после омовения Джаядева вернулся, то первым делом попросил прасад. «Как, разве я только что тебя не накормила?» — удивилась Падмавати и стала рассказывать ему о том, как она его кормила. Джаядева не поверил, но, бросив взгляд на письменный стол, остолбенел от удивления. «О чудо!» — воскликнул он. Не поверив своим глазам, он подошёл поближе.
На столе, на чистом листе бумаги он прочитал строки, которые пришли ему на ум: «дехи падапаллава — мударам» — «Кришна припал к лотосным стопам Радхи». Не оставалось никаких сомнений. Это был переодетый Кришна! Джаядева подозвал Падмавати. «Посмотри, — сказал он, – это был Кришна! Он Сам написал эту строку Своей собственной рукой. А ты, счастливейшая из женщин, кормила Его!». Джаядева был не в силах сдержать себя, и слёзы экстаза хлынули из его глаз.
Итак, Кришна, покинув всех, пошёл искать Радхику. «Когда стрелы Камадева разрывали Кришну на части, Он ругал себя: «Как Я мог так отнестись к Радхике? Когда же я увижу её снова?» Мадхава, Кришна, искал её повсюду, но безуспешно. В конце концов, нигде не найдя Радхику, сев на берегу Ямуны, Он зарыдал.
Кришна не может жить без Радхики. Но теперь Кришна в беде, и поэтому Он взывает: «Что Я наделал? Как это могло случиться? Радхика ушла отсюда. Она увидела Меня в окружении других гопи. И так как Я чувствую боль, она, должно быть, тоже чувствует боль. Это — такое несчастье для Меня, потому что Радхарани правит Моим сердцем, и она всегда стоит на первом месте среди всех Моих возлюбленных. Я знаю, что ничто не сравнится с её любовью. В царстве премы у неё нет соперниц. Хотя Я люблю её так сильно, и она любит Меня больше, чем любая другая гопи, тем не менее Я нанёс ей такое оскорбление! И сейчас она страдает где-то в лесу. И кто виноват в этом? Только Я. Господи! Что Я наделал?»
Наступает ночь, и, не встретившись с Кришной, Радха тоскует ещё больше. Ей мнится, что лживый и безжалостный Кришна по-прежнему предаётся наслаждениям с пастушками, и она молит ветер с гор Малая унести её жизнь, бога любви Каму — поглотить её дыхание, воды реки Ямуны — принять её сожжённое страстью тело.
Наутро, однако, Радха вдруг видит Кришну перед собой, ласково склонившимся над нею. Она ещё полна негодования и гонит Его прочь. Кришна уходит, притворяясь обиженным, а подруга уговаривает Радху простить Его, ибо свидание с Кришной — высшее счастье в этом мире.
И когда в конце дня Кришна вновь появляется и уверяет Радху, что она— единственное украшение Его жизни, Его сокровище в океане бытия, восхваляет ее красоту и просит о сострадании, она, покорная любви, уступает Его мольбам и прощает Его.
Песня Нароттамы даса Тхакура «Васанти Раса»
брндабана рамйа-стхана, дибйа-чинтамани-дхама,
ратана-мандира манохара
абрта калинди-нире раджа-хамса кели коре
тахе шобхе канака-камала
1. Прекрасное место под названием Вриндаван — трансцендентная обитель в духовном мире, которая целиком состоит из божественных философских камней и в которой очень много красивых холмов, сделанных из самоцветов. По той трансцендентной земле течёт река Ямуна, в водах которой играют лебеди, называемые раджа-хамсами. На поверхности этой божественной реки покоится дивный золотой колос, имеющий сотню лепестков.
тара мадхйе хема-питха ашта-дале бештита,
ашта-дале прадхана найика
тара мадхйе ратнасане боси ачхен дуи-джане
шйама-санге сундари радхика
2. В центре этого лотоса находится золотое возвышение, окружённое восемью лепестками. На тех восьми лепестках располагаются восемь главных сакхи, возглавляемые Лалитой и Вишкхой, а на золотом возвышении, на троне, украшенном драгоценными камнями, восседает божественная чета. В обществе Господа Шьямы сидит там прекрасная Радхика.
о-рупа-лаванйа-раши амийа поричхе кхаси.
хасйа-парихаса-самбхашане
нароттама-даса кой нитйа-лила скха-мой
садаи спхурука мора мане
3. Беседы Шри Радхи и Говинды полны улыбок и смеха, а Их восхитительно-прекрасные образы источают потоки нектара. «Пусть эти вечные игры, исполненные трансцендентной радости, всегда будут в моем сёрдце». – говорит Нароттама дас.
https://krishna-tv.com
Нет комментариев