Варвара Савельевна была воспитанницей одного из украинских аэроклубов, а с началом войны стала летчицей связного По-2 (У-2) при 502-м штурмовом авиаполку. Ее современники рассказывали, что Варвара была замужем за летчиком – истребителем Алексеем Ореховым. Но случилось так, что Алексей однажды не вернулся с боевого задания. Возможно, что этот случай укрепил молодую женщину в желании мстить врагу, и она решила освоить штурмовик Ил-2. Командир 502-го ШАП майор Зотов попробовал отказать, ведь у нее на руках был двухмесячный ребенок, но Варвара настояла на своем, и вскоре успешно поднимала «летающий танк» в воздух. О ее успехах говорят наградные документы. Так, в представлении Ляшенко к ордену Отечественной войны I степени от 26 февраля 1943 г. сказано: «За время пребывания на Закавказском фронте в 502-м ШАП с 5 августа на самолете У-2 сделала 40 вылетов на связь, при этом, не имеет ни одного невыполненного задания и летных происшествий. Имея огромное желание к летному делу и горя большевистской сознательностью помочь всеми силами нашей стране разгромить всем нам ненавистного врага, товарищ Ляшенко в кротчайший срок изучила материальную часть самолета Ил-2, мотора АМ-38 и все вооружение, находящееся на данном самолете. Вылетела самостоятельно, ориентировалась, получила новую материальную часть с завода, бережно перегнала ее на аэродром базирования в сложным метеоусловиях, при этом покрыла большой маршрут, за что получила благодарность от командира дивизии, и с 15.01. 43 г. влилась в большую семью храбрых штурмовиков и продолжает громить ненавистного врага».
О своем знакомстве с этой удивительной женщиной вспоминал советский ас -истребитель Николай Михайлович Скоморохов: «Нам очень хотелось познакомиться с Варей поближе, поговорить по душам. Но война быстро нас разлучила: 502-й перебазировался в Майкоп.
Однако на этом наши встречи не закончились. Они продолжались в воздухе — мы сопровождали штурмовиков во время боевых вылетов. «Илы», как правило, шли через наш аэродром, мы пристраивались к ним и вместе следовали к линии фронта. Варя пришлась всем нам по душе — каждый хотел сопровождать именно ее. В первом же вылете, когда я был ведущим четверки, Варя связалась со мной по радио:
— Скоморох, подойди поближе — надежнее будет прикрытие, — полушутя сказала она.
Я немедленно выполнил ее просьбу. Откровенно говоря, ни разу до этого с моей стороны не проявлялось такой бдительности и расторопности, такой готовности пойти на все, чтобы сберечь экипаж штурмовика». Боевая работа шла своим чередом, за нею приходили успехи. Приказом от 1 мая 1943 г. Варвара Савельевна была представлена к ордену Красной Звезды. В наградном листе отмечалось: «Будучи молодым летчиком, единственной женщиной (данного полка – прим. авт.), летающей на грозной машине Ил-2, показывает отличные результаты в вождении боевого самолета, храбро и мужественно ведет себя на поле боя с оголтелым фашизмом. Товарищ Ляшенко в короткое время сделала 12 успешных боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. Она пять раз водила свое звено на штурмовку вражеских войск, его опорных пунктов». Примечательно, что изначально ее представляли к ордену Красного Знамени, но затем статус награды был изменен.
Нет комментариев