Летчики 35-го ГСБАП на фоне самолетов Пе-2. Фото 1942 г.
Мировая война в воздухе многогранна по событиям, и непостижима по неожиданным событиям, которые, зачастую, своей трагической нелепостью превосходят любые мексиканские или бразильские сюжеты. Один такой эпизод из многих десятков произошел с летчиками бомбардировщика Пе-2 35-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка 285-й бомбардировочной авиадивизии 2-го бомбардировочного авиакорпуса. Группа советских бомбардировщиков, 4 сентября 1943 г., выполнив боевое задание, возвращалась обратно, и ничто не предвещало беды. Командир воздушного судна – гвардии старший лейтенант Валентин Александрович Мальщуков, был опытным пилотом, занимая должность замкомандира эскадрильи. Имел награждения орденом Отечественной войны II степени и орденом Красного Знамени. В наградном листе отмечалось: «Гвардии старший лейтенант Мальщуков участвует в Великой отечественной войне против германского фашизма с июня месяца 1941 г. Вел боевую работу на самолетах СБ и Пе-2 одиночно и в группе. За период Отечественной войны совершил 107 боевых вылетов, из них 11 ночью». География боевой работы летчика также значительна: вылеты на Калиниском, Сталинградском, Донском и Северо – Кавказском фронтах. Опыт и награждения имел и гвардии лейтенант Иванов Николай Власович. Еще в июле 1943 г. он был представлен к ордену Отечественной войны II степени. Но и стрелок – радист имел свой опыт. При рассмотрении его карьеры мы находим: две медали «За боевые заслуги», орден Красной Звезды и орден Красного Знамени. Причем этим орденом он уже был награжден посмертно. В наградном листе при последнем награждении сказано: «Участвует в Отечественной войне по разгрому германского фашизма с июня месяца 1941 г. За период участия в Отечественной войне произвел 98 боевых вылетов, из них – 5 ночью». Этим ребятам удалось выжить в боях 1941 г., когда авиационные полки обновлялись полностью по нескольку раз!
Командир полка Полбин И.С. у Пе-2 с установкой для стрельбы РС назад, Сталинград, 1942 г. "В бой за Родину - Сталинские Соколы!".
Увы, в тот день, 4 сентября 1943 г. произошло непоправимое и до боли глупое. Бомбардировщик Пе-2 под управлением Мальщукова врезался в стаю гусей, после чего сорвался в штопор, и разбился вместе со всем экипажем. В донесении о безвозвратных потерях сказано: «4.09.43 г. при возвращении с задания в районе деревни Жилово Тульской области, налетел на стаю гусей. Одним гусем пробило фонарь и убило летчика своим весом. Самолет сорвался в штопор и сгорел на земле». Так нелепо оборвались жизни довольно опытных летчиков, которые могли бы принести немало пользы на фронте, еще раз напоминая о том, что и на войне на все воля случая.
Донесение о безвозвратных потерях частей 2-го Гвардейского бомбардировочного авиакорпуса.
Источники:
ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 727. Именной список безвозвратных потерь сержантского и офицерского командного состава частей 2-го Гвардейского бомбардировочного авиакорпуса за период с 1 по 10 сентября 1943 г. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1838. Приказ по Военно – Воздушным силам Красной Армии от 28 января 1943 г. ЦАМО. Ф. 682526. Д. 1328. Приказ по 2-му бомбардировочному авиакорпусу от 4 июня 1943 г. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 661. Приказ по 4-й Воздушной Армии от 10 июля 1943 г. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 948. Приказ по Военно – Воздушным силам Красной Армии от 23 сентября 1943 г.
Нет комментариев