Духовные наставления и притчи
Поменьше забот, побольше веры
Чем меньше веры, тем больше забот. Одним из главных благодатных результатов веры является то, что вера освобождает человека от многих забот. Когда дитя знает, что у него есть отец, который заботится о семье и всех домашних делах, тогда любая забота его быстро завершается песней. Как только исчезает такое сознание, песня умолкает, и сирота чувствует на себе воздействие роя забот, как роя шершней.
Чем больше человек от забот отбивается своими силами, тем больше под воздействие забот попадает. Тогда радость уходит, а от человека остается только иссохший кожаный мешок, наполненный гневом и склоненный над могилой.
– К чему все ваши заботы?
Таков весьма существенный вопрос Спасителя к человечеству, терзаемому заботами. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? (Лк.12:25). К чему все ваши заботы, если завтра утром солнце не взойдет? А Тот, Кто заботится о том, чтобы Солнце завтра утром взошло в определенную секунду, легко и все ваши мелкие заботы разрешит.
Великий Эпиктет: «Необразованный человек на других людей пеняет за то, что у него не все получается как надо; только начавший получать образование пеняет на самого себя; а образованный человек не пеняет ни на себя, ни на других людей».
Для философа-стоика образованным человеком является тот, кто полностью отдался в руки Вселенского Разума.
Еще более живо судьбу человеческую объясняет Исаия: … Рабы мои будут петь от сердечной радости, а вы (оставившие Господа), будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа (Ис.65:14). Рабом Господа для пророка Исаии является тот, кто прислушивается к воле Господа и ее исполняет без ропота, без сомнений и страха.
А лучше всего говорит Господь Иисус: Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк.10:41).
А что есть это одно?
Это вера: 1) что Отец жив, 2) что Он несет главную заботу обо всем и о каждом, 3) что Сын не может ничего творить Сам от Себя (Ин.5:19).
Как в таком случае всем вашим заботам не переходить в песни? Если вы истинно веруете в Живого и Бодрствующего Отца, то все ваши земные заботы абсурдны. Своими бесчисленными заботами вы только доказываете, что не веруете в Бога. Если же говорите, что веруете, но все-таки под тяжестью забот удрученно сгибаетесь, то ваша вера представляет собой некую бессмыслицу. Выходит, как будто Хозяин дома вселенского не желает или не может, не умеет заботиться о Своем доме, а все отдает наемникам. Как же наемники спасут дом, если его хозяин не спасает? Вы меня можете поправить: мол, сыновья, а не наемники. Однако если сыновья, то они должны Отцу передавать все свои заботы, всю свою волю, все свои мысли, все свое сердце и без особых забот исполнять именно волю отцовскую – так делают настоящие сыновья. А иначе это наемники.
Опять же, не могут называться образованными те, кто не чувствует на себе образа Отца Небесного. Иначе они – стадо мрачное в заботах и печалях, независимо от того, есть у них высшие школы или нет. Вера подобна холодному пальцу, протянутому обитателям ада, когда там все, за исключением этого пальца, охвачено пламенем. А безумцы выливают расплавленное железо на расплавленное олово. Огнем огонь не погасить.
Заботы подобны расплавленному металлу, в котором тебе доводится пребывать. Только вера может погасить огонь. Все иное означает добавление огня в огонь.
Много веры – немного забот.
Совершенная вера – совершенная беззаботность. Совершенная вера – совершенная радость.
« Радуйтеся и веселитеся ! »
И: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин.15:11).
Разве Моисей не идет за Богом, как дитя за отцом? А так же и Авраам, Исаак и Иаков. Так же и Самуил, и Давид. Посмотрите, когда Моисею и Давиду было тяжелее всего. Не тогда ли, кода они утрачивали доверие к Господу и взваливали на себя бесчисленные заботы, надеясь на свои собственные силы? А Иисус? Не Он ли – самое идеальное дитя, с абсолютной преданностью, послушанием и доверием к Отцу?
Евангелие Христово – это радость, а не печаль; облегчение, а не обременение.
Значит, более ценен грамм веры, чем воз забот. Христианин, который этого не понял и не усвоил, крещен лишь водой, но не Духом.
Священник, который этого не понял и не усвоил, сам падает с горы, на которую должен был бы возводить других.
Божье благословение, мир и здравие всегда с теми служащими Христу, которые в состоянии от всей души воскликнуть:
– Воистину, верой достигается больше, нежели заботой !
*******
Спасение души ( святитель Николай Сербский )
Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16:26) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить – за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет – спасет все; а кто душу утратит – утратит все.
В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот.
Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек – это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь .мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город – вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.
Притча эта ясна и наука красна. Кто имеет уши слышать, да слышит! И никто пусть не возлагает особых надежд на эту жизнь, которая пролетает так быстро, как облако, ветром гонимое от Пелистера до Облакова. Никто пусть не гордится телом своим, потому что каждого человека тело – убогий дом, который смерть в любой момент может превратить в прах. А каждый христианин и каждая христианка должны непрестанно заботиться о душе своей, о том единственном богатстве, которое можно спасти от смерти и уничтожения. И кто о душе своей заботится, тот пусть слушает слова Христа и выполняет Его заповеди. Таким Христос Благий помогает, непрестанно помогает. И с него глаз не сводит, как мать с ребенка в колыбели. Напаяет его и питает Духом Своим Святым денно и нощно. И дает ему Ангела хранителя, чтобы охранял на всех жизненных путях, а в смертный час взял его душу и отнес в Небесное Царство.
*******
Св. Евангелие от Матфея, глава 6
1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9. Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,
18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?
24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?
26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31. Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?»
32. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1