Чистый вторник – второй день Страстной седмицы (последней недели Великого поста). В церковной традиции его принято называть Великим вторником.
Почему же он называется Чистым?
Это связано с народной традицией в последнюю неделю Великого поста убирать свое жилище перед предстоящем праздником Пасхи. Однако не стоит забывать, что суть второго дня страстной недели состоит отнюдь не в уборке, а, прежде всего, в воспоминании конкретных евангельских событий, в переживании их в своем сердце, в молитвенном сосредоточении. Чем чаще мы можем бывать на Страстной в храме – тем лучше.
Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Церковь именует эти дни Страстными или Великими, каждый из них посвящен воспоминанием об особых событиях. В Великий вторник Церковь вспоминает последнюю проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме, во время которой Он обличил фарисеев и книжников в лицемерии, тщеславии и властолюбии.
Несмотря на то, что фарисеи (представители религиозного течения в Древней Иудеи) призывали народ к строгому соблюдению Божьих заповедей, они руководствовались отнюдь не искренней любовью к Богу, а, скорее, желанием выглядеть благочестиво в глазах других людей. Как мы видим, для них Закон Божий – чистая формальность, которая не требует приложения духовных усилий.
В последние дни своего пребывания на земле Господь был особенно откровенен со своими учениками: Он рассказал им о предстоящих страданиях за род человеческий и о своем Втором пришествии.
Важное место в проповеди Христа занимают притчи о десяти девах и о талантах. Через них Спаситель призывает нас быть всегда бодрствующими и готовыми к встрече с Ним, ведь ни день, ни час его прихода неизвестны.
На заставке фрагмент картины Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813)
«Как много и в нынешнее время мы слышим красивых слов о любви, но, по большей части, о любви без Христа, или от тех людей, которые только в своих корыстных видах упоминают Имя Христа, не веруя в Него и не любя Его по-настоящему, но все это – только одни пустые слова, которые не могут спасти погибающий мир. Для нас же, если мы истинные христиане, нет другого пути, как твердо помнить и в жизни своей стараться проводить великий завет, оставленный нам величайшим наперсником Христовым и Апостолом Любви св. Иоанном Богословом: «Дети мои! станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3;18) Архиепископ Аверкий (Таушев)
Нет комментариев