С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил одной из Ее икон именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
В середине ХVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форм
Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655–1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери.
Преподобный Антоний († 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены.
В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме.
Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок
Святая мученица Феодулия жила в городе Аназарве в царствование римских императоров Диоклитиана (284–305) и Максимиана (305–311). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. (Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю.) Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: «Я – христианка. Имя это
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов ХVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов ХVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем иегумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в
Святая мученица Агафия была дочерью именитых и богатых родителей-христиан из города Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии. Во время гонения при императоре Декии (249–251) градоправитель Катаны – Кинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафии, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. В Катане святую поместили у одной богатой женщины, имевшей пятерых дочерей. Все они старались соблазнить святую Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая ее принести жертву языческим богам, но святая не поддалась на их уловки и, презрев все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг.
На допросе у Кинтиана святая мученица не склонилась ни на ласки