XIX век – время блистательных побед Российского флота. Принимавший участие в нескольких морских операциях, побывавший в Севастополе во время Крымской войны, Иван Константинович Айвазовский восхищался героизмом и отвагой русских моряков и гордился опытом и талантом наших знаменитых флотоводцев, со многими из которых был знаком лично.
В 1849 году он принимает участие в смотре кораблей Черноморского флота, проводимом императором Николаем I. Это великолепное зрелище настолько врезалось в память художника, что в 1886 году он напишет картину, посвященную этому событию, наполненную торжеством и чувством гордости.
Солнце стоит высоко в небе, яркими слепящими бликами отражаясь воде, переливае
Южная лунная ночь! Аромат цветов и запах моря витает в воздухе, слышен негромкий шум набегающих волн. В призрачном белом свете становятся таинственными знакомые места, все вокруг наполняется волшебством и нежной красотой. Необыкновенное очарование ночей всегда воодушевляло художников и поэтов на создание изумительных произведений. Очень любил рисовать ночные пейзажи и Иван Константинович Айвазовский. Его работы не похожи друг на друга, каждый раз он находил новые оттенки и нюансы, чтобы полнее выразить свое настроение, передать свои эмоции.
Перед нами «Лунная дорожка», одна из самых известных его картин. Полная, блестящая луна, низко стоящая над горизонтом, ярко освещает спокойное море и
На этом скромном по размерам полотне изображен глубокий панорамный вид на Тифлис со стороны гор. Здания, расположенные на переднем плане, залиты ярким солнечным светом, их очертания, фигуры людей и лошадей, два крупных дерева выписаны предельно скрупулезно, со множеством подробных деталей. Центральная улица с выразительной реалистичной перспективой спускается вниз, где лежит основная масса домов. Скалы вокруг города образуют своеобразную чашу, наполненную особой сиреневатой дымкой, поэтому освещенные дома в центре кажутся розовыми, а далекие горы — синими.
Эти прохладные оттенки сиреневого, голубого и фиолетового контрастируют с теплым золотистым солнечным освещением переднего плана, при
Картина была написана много позже описываемых ею событий. Посвящена она сражению во время русско-турецкой войны, когда своим героическим поведением отличился маленький и тихоходный бриг «Меркурий».
Издалека полотно можно принять за мирный морской пейзаж с тремя красивыми деревянными кораблями, буквально летящими на всех парусах по не слишком спокойному, но не бурному морю. На деле не все так благополучно и спокойно.Сцена действия впечатляет своей монументальностью: два огромных турецкий линейных корабля в буквальном смысле зажали в тиски кажущийся против них очень маленьким и беззащитным бриг. Казалось бы, ситуация патовая и «Меркурий» обречен. Но экипаж принял решение дать бой и вышел и
Это судно не одиноко у берегов Капри. На дальнем плане стоит на якоре двухмачтовый корабль со свернутыми парусами, похоже, он находится на рейде. Вдоль всего побережья разбросано несколько маленьких парусников — это рыбаки вышли на ночной лов рыбы, которой богаты здешние прибрежные воды.
Впечатляет цветовая гамма полотна. Огромная изобразительная задача решена при помощи достаточно скромной и сдержанной палитры. Преобладают все оттенки синего и голубого цвета, а нужную степень контраста придает холодный желтый свет луны, заливающий своим сиянием окрестности Капри.
Ночное море тихое и спокойное, подернутое небольшой рябью. Оно украшено размытой дорожкой лунного света, придающего полот
Гибель Помпеи - Айвазовский. 1889. Холст, масло. 128 х 218 см
Помпеи, древний римский город у подножия Везувия, погиб за один страшный день и ночь из-за извержения вулкана. В период создания художником картины эта тема была очень популярна, ведь на месте гибели города проводились археологические раскопки, и из-под слоев пепла показывались целые кварталы словно замершего во времени поселения (более известна картина другого русского художника на эту тему - "Последний день Помпеи" - Брюллов).