Книга Притч. Глава 13, стихи 19-20: «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести» (Притч. 13:19). Здесь говорится о необходимости получения образования. Человек, который отвергает учение, не хочет учиться в детстве, впоследствии весьма вероятно получит нищету и позор. Нередко люди необразованные не пользуются таким уважением, как люди образованные. Если есть возможность учиться, то нужно ей пользоваться. И далее говорится, что «кто соблюдает наставление, будет в чести». Не тот, кто был научен — потому что много кто получил образование, но живёт так, как будто и не получал, — а именно тот, кто действует в соответствии с учением, которое получил, он
Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Вы знаете, что этим входом Господь предварил Свои крестные страдания. Как вы знаете, Он въехал в Иерусалим на ослёнке. Почему именно на нем? Почему не на коне, который, казалось бы, более приличествует? Как объясняют святые отцы, на коне цари въезжали, когда отправлялись в военные походы или возвращались с военного похода, а осла использовали тогда, когда дело касалось мирной процессии. Вот почему Господь, принесший на землю самый главный мир – между человеком и Богом, - избирает не коня, а ослёнка. Евангелист подчёркивает, что это необъезженный ослёнок, то есть на нём никто не ездил. Как вы, наверняка, слышали
Книга Притч. Глава 13, стих 18: «Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение» (Притч. 13:18). Сейчас слово «худой» имеет только одно значение, а в древности оно было синонимом слова «плохой». В переводе семидесяти этот стих звучит иначе: «Дерзкий царь впадет в беду, а мудрый посланник спасет его». И святой Иоанн Златоуст говорит об этом: «Видишь, какое зло дерзость, что не полезна и царю? И со стороны кого подвергается бедствию имеющий все в своей власти?» Если же говорить о версии синодального перевода, то я процитирую толкование отца Даниила: «Раньше послу, принесшему плохую весть, отрубали голову. Однако Соломон говорит не только о послах. На самом деле, это предостере
Книга Притч. Глава 13, стихи 14-17: «Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 13:15). Значит если мы хотим избавиться от сетей смерти, нам нужно искать учение мудрого. А у нас, слава Богу, в Церкви не один мудрый, но множество мудрых святых отцов, и сохранены их учения, которые они произнесли или написали, будучи вдохновлены Духом Святым. Так что нам стоит учиться от них и держаться этого учения, дабы не потерять доступа к источнику жизни вечной. «Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток» (Притч. 13:16). Здесь священный автор обращает внимание на то, что само по себе следование закону Божьему просвещает наш ум и приносит особое интеллекту
Книга Притч. Глава 13, стихи 12-13: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни» (Притч. 13:12). Вот как комментирует этот стих отец Даниил Сысоев: «Когда надежда долго не сбывается, сердце истомляется и истощается. Исполнившееся желание — как дерево жизни. Человек от этого оживает. Здесь заложен и более глубокий смысл. Заветным желанием у человека должна быть Премудрость, как об этом говорит царь Соломон. То есть дерево жизни — это Сам Иисус Христос, вечное Слово Бога Отца. Отсюда самое сокровенное желание христианина — соединиться со Христом. В Нем предел всех желаний, в Нем можно получить бесконечную жизнь, не подвластную смерти и не пересека
Книга Притч. Глава 13, стих 11: «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Притч. 13:11). Более точный перевод звучит так: «нечестиво приобретённое богатство уходит сквозь пальцы». То есть речь идёт не о том, что богатство истощается от суетности, но богатство, приобретённое от суетности, истощается. Под словом «суетность» имеется в виду нечестиво приобретённое с помощью обмана, грабежа, страданий других людей, — оно противопоставляется тому богатству, которое приобретает человек, честно трудящийся. Под умножением имеется в виду то, что праведно собранное богатство через милостыню умножается, становясь сокровищем на небе. А если человек неправедное богатство д