Книга Притч. Глава 14, стихи 8-10: «Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение» (Притч. 14:8). То есть тот человек называется разумным, который знает свой жизненный путь, что он в жизни делает, куда идёт. Как верующие, мы понимаем, что это путь к Богу. Соответственно, разумный человек — это тот, который знает, в чем смысл его жизни: соединиться с Богом. У него есть цель, и есть путь к этой цели, по которому он идёт. «Глупость же безрассудных — заблуждение»: под заблуждением в данном случае имеется в виду блуждание, то есть, они блуждают по жизни без какого-то пути, беспорядочно движутся, руководствуясь сиюминутными желаниями, реагируя на то, что в их ж
Книга Притч. Глава 14, стих 7: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч. 14:7). Хороший совет, которому редко следуют. В контексте Книги Притч, как мы помним, глупый человек — это тот, кто строит свою жизнь на грехе. От такого нужно удаляться, который не только не учит благочестию, но и транслирует греховный путь жизни как норму. Такого не нужно брать в учителя или в пример для подражания. Если даже друг или родственник начинают вовлекать нас во грех, то нужно отойти от них, то есть, прекратить или сократить общение. Но если потом они покаются, то перестанут быть глупым человеком, и тогда уже можно будет и общаться и учиться, получать что-то полезное от
Книга Притч. Глава 14, стихи 5-6: «Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи» (Притч. 14:5). В древнем христианском памятнике «Апостольские установления» этот стих связывается с темой мученичества, потому что если в нашем языке слово мученик происходит от слова «мучение», то есть мученики — это те, кто были умучены ради Христа, а в греческом языке, слово «мученик» звучит как μάρτῠρος и буквально означает «свидетель». То есть, своими мучениями и смертью за Христа он свидетельствует о своей вере во Христа, и, соответственно, он не лжёт, когда его спрашивают, христианин ли он, он говорит правду, и через это является верным свидетелем. Но почему сказано, что «ложный с
Книга Притч. Глава 14, стихи 3-4: «В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч. 14:3). Бич — это кнут, которым стегают. Святитель Григорий Богослов говорит, что сказанное касается тех людей, которые любят обличать других, бичевать пророки. По гордости они предпочитают бичевать других. «Конечно, желают они, чтобы видели их превосходство, и большее питают довольство, когда их возбуждает гнев, чем когда уравновешивает любовь. Постоянно они хотят обнаружить то, на что могли бы обрушиться с руганью. Потому и написано: «в устах глупого — бич гордости», ибо такой человек, очевидно, знает, как жестче захлестнуть, но смиренное сочувствие ему незнакомо». Это существует и в на
Книга Притч. Глава 14, стих 2: «Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем» (Притч. 14:2). Здесь кажется, что слова в первой части стиха как будто стоят не в том порядке. Логично было бы сказать, что боящийся Господа идёт прямым путём. Но здесь не случайно сказано, что «идущий прямым путём боится Господа». Это означает, что человеку, который вступил на путь добродетели, сама его добродетельная жизнь помогает возрастать в богобоязненности. Начавший жить добродетельно, укрепляется в страхе Господнем. Святой Иоанн Златоуст по поводу этих слов говорит, что «добродетельная жизнь хороша и в том отношении, что присущий ей страх делает более богобоязненным». И, разу
Книга Притч. Глава 14, стих 1: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14:1). Первая часть стиха относится к Церкви, о чем говорил святой Иоанн Златоуст: мудрая жена, которая устраивает дом свой — это Церковь, которая терпением и надеждой Христовой построила себе дом. Дом из кого? Из тех, кто пришёл к ней, и об этом сказано у апостола Петра, что Христос как фундамент, а мы на нем как камни живые, из которых строится общее здание (1Пет. 2:5). Если же понимать сказанное в отношении каждого человека, то речь идёт о том, как говорит святой Беда Достопочтенный, чтобы добрыми делами воздвигать себе дом в духовном отечестве. Наоборот, дурные люди разрушают т