«Я напишу для тебя песню о любви с шестью бемолями...»
(история хита Муслима Магомаева «Мелодия»)
Источником вдохновения для песни послужил древнегреческий миф о музыканте Орфее, который благодаря своему таланту убедил Аида отпустить из царства мёртвых свою жену Эвридику. Однако у автора текста Николая Добронравова акценты сильно сместились. В мифе Аид поставил Орфею условие -- не оглядываться на Эвридику, когда они будут выходить из загробного мира. Орфей запрет нарушил и потерял жену второй раз -- уже навсегда.
Орфей и Эвридика на картинах Кристиана Готлиба Крацен и Джорджа Фредерика Уоттса.
В песне же всё не так -- здесь героя предаёт сама возлюбленная. Недаром «Мелодия» звучит так грустно и сумрачно.
Как ни странно, рождение песни, ставшей одной из "визитных карточек" Муслима Магомаева, оказалось косвенным образом связано с… летними Олимпийскими играми, проходившими в 1972 году в Мюнхене. Случилось так, что Александра Пахмутова написала к этому мероприятию вдохновляющую песню «Герои спорта» и, в срочном порядке, искала того, кто бы её мог исполнить.
Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отнекиваться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви «с шестью бемолями».
Данное обещание Александра Николаевна выполнила, хотя и с поправками.
А. Пахмутова:«Она оказалась в ре-миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия»».
Музыка вышла потрясающей, но композитор сильно сомневалась, что из неё когда-нибудь получится песня. Дело в том, что размер «Мелодии» был слишком прихотливым для текста, постоянно менялся и требовал строчек разной длины.
Н. Добронравов:«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — «ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ». Это было очень сложно написать».
Чтобы добиться нужного результата, Николаю Добронравову пришлось потратить целый год (он говорил, что за это время успел бы написать два поэтических сборника). Вариантов текста было множество, и, по мнению поэта, в песню попал далеко не самый лучший — зато самый ритмически точный.
«Мелодия» не только позволила Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, но и идеально вписывалась в его лирическое настроение — в 1972 году у Муслима Магометовича начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Песня так понравилась певцу, что он принял её мгновенно — без правок и пожеланий.
А. Пахмутова:«Когда я её ему показала, ему так понравилось, что он не стал ждать партитуру. Вообще-то я никогда не отдаю песню без партитуры, но тут он выпросил клавир. У него через три дня был концерт, и он за это время уже успел заказать аранжировку и спел её с большим успехом. Потом я уже сделала свою аранжировку. Муслим записал «Мелодию» по моей партитуре».
А так как Синявская в то время была за рубежом (стажировалась в миланском театре «Ла Скала»), то певец не утерпел и прокрутил ей запись новой песни прямо по телефону.
Надо сказать, что Пахмутова и Добронравов очень переживали за судьбу «звёздной» пары. М. Магомаев:«В честь Тамариного возвращения в Москву я дал концерт во Дворце съездов, но она не смогла на него прийти… Александра Пахмутова и Николай Добронравов, почувствовав, что в наших с Тамарой отношениях назревает разрыв, написали для нее песню «Прощай, любимый". Но прощания, к счастью, не получилось...".
В 1974 году Магомаев женился на Синявской и прожил с ней всю жизнь. Ну а «Мелодию» до сих пор любят исполнять певцы, желающие продемонстрировать возможности своего голоса.
"Песня «Мелодия» была написана сразу для Муслима Магомаева. Нам казалось, что именно он ее споет. И оказалось, что мы не ошиблись. Ее пели и поют практически все наши баритоны, но исполнение Магомаева — эталонное, первое, самое главное. Это потрясающий, гениальный музыкант, человек покоряющей музыкальности. И самая простая песенка звучала у него очень возвышенно и очень благородно. Он потрясающе чувствовал язык — если он пел, произносил «сирень», то это был аромат сирени, если это был «снег», то вам было холодно." — так оценила исполнение своей песни Муслимом Магомаевым Александра Пахмутова
Самую же неожиданную аранжировку «Мелодии» сделал бельгийский гитарист Франсис Гойя, записавший целый альбом инструментальных каверов на песни Пахмутовой. В его руках витиеватая музыка зазвучала в ритме… аргентинского танго.
Комментарии 9
Как ни странно, рождение песни, ставшей одной из "визитных карточек" Муслима Магомаева, оказалось косвенным образом связано с… летними Олимпийскими играми, проходившими в 1972 году в Мюнхене. Случилось так, что Александра Пахмутова написала к этому мероприятию вдохновляющую песню «Герои спорта» и, в срочном порядке, искала того, кто бы её мог исполнить.
Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отнекиваться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви «с шестью бемолями».
Данное обещание Александра Николаевна выполнила, хотя и с поправками.
А. Пахмутова:«Она оказалась в ре-миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия»».Музыка вышла потрясающей, но композитор сильно сомневалась, что из неё когда-нибудь получится песня. Дело в том, что размер «Мелодии» был слишком прихотливым для текста, постоянно менялся и требовал строчек разной длины.
Н. Добронравов:«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — «ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ». Это было очень сложно написать».«Мелодия» не только позволила Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, но и идеально вписывалась в его лирическое настроение — в 1972 году у Муслима Магометовича начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Песня так понравилась певцу, что он принял её мгновенно — без правок и пожеланий.
А. Пахмутова:«Когда я её ему показала, ему так понравилось, что он не стал ждать партитуру. Вообще-то я никогда не отдаю песню без партитуры, но тут он выпросил клавир. У него через три дня был концерт, и он за это время уже успел заказать аранжировку и спел её с большим успехом. Потом я уже сделала свою аранжировку. Муслим записал «Мелодию» по моей партитуре».А так как Синявская в то время была за рубежом (стажировалась в миланском театре «Ла Скала»), то певец не утерпел и прокрутил ей запись новой песни прямо по телефону.