Икона Спас Вседержитель, 1410 — 1420-е годы, 158 x 106см.,
Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера.
( правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации)
Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона Спаса, единодушно приписываемая исследователями Андрею Рублеву, входила в состав поясного семифигурного ряда — деисусного чина, от которого сохранились также изображения архангела Михаила и апостола Павла. Первоначальное местонахождение памятника связывается со Звенигородом, где в 1918 году, под грудой дров в сарае, были обнаружены эти три иконы.
Деисусным чином называется ряд изображений святых в молитвенном
ПЛАТ СВЯТОЙ ВЕРОНИКИ
1870-е годы. Германия.
В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину „Плат Святой Вероники“ с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: „Смотрит! Смотрит!“ Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала „Ново
Икона Архангел Михаил,
1408 год, 125 х 94 см.,Звенигородский чин
Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера.
Государственная Третьяковская галерея
Архангел родился в воображении художника высочайших помыслов и воплотил мечту о гармонии и совершенстве, живущую в его душе наперекор всем тяготам и трагическим обстоятельствам тогдашней жизни. В изображении архангела как бы слились далекие отзвуки эллинских образов и представления о возвышенной красоте райских небожителей, соотнесенные с чисто русским идеалом, отмеченным задушевностью, задумчивостью, созерцательностью.
Живописное решение иконы отличается исключительной красотой. Преобладающие в личной плави розоватые тона слегка уси
Богоматерь Аравийская (Арапетская, или «О, Всепетая Мати»).осударственный научно-исследовательский институт реставрации.
Дерево, темпера.
33.5 х 27 см.
По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии.
Образ Богоматери полон простодушного обаяния. Край ее «муарового» мафория украшен каймой с текстом славословящего гимна. Глава Марии увенчана сказочной царской короной. На ее плечах и челе вместо привычных звездиц — символов девства — изображены медальоны с головами ангелов — отзвуки античных камей.
Архангел Михаил. Пиза, музей Сан Маттео
Икона относится к памятникам итало-византийского круга; в ней византийские образ и стилистика сочетаются с преимущественно западной тематикой. Архангел представлен как психопомп - сопроводитель душ умерших на Страшный Суд, взвешивающий человеческие праведные и греховные деяния, побиваюший копьём бесов. Не известна ни одна из собственно византийских икон Архангела Михаила на этот сюжет. Италия. Поздний Xlll в.
Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших