Золотая лихорадка, ковбои, погони, ограбления поездов, банков, противостояние с индейцами – так в конце XIX века вместе с изобретением Эдисоном кинетоскопа зарождался «Вестерн», один из жанров кинематографии, рассказывающий об освоении Дикого Запада в США.
Точкой отправки для «вестерна» в кинематографической среде считают фильм, снятый в 1903 году, «Большое ограбление поезда», автором которого является режиссер Эдвин Портер.
Западная либеральная культура предполагает индивидуализм, и с продвижением этой идеи появляются образы героев-одиночек «Плохой, хороший, злой» и всем нам известного Клинта Иствуда.
Освоение Донбасса – как писал Александр Блок в своем стихотворении, «Новой Америки» – культивировал иной жанр русской кинематографии и иную «Симфонию Донбасса» в духе коллективизма, стойкости, борьбы. Так мы узнали Дзигу Вертова.
Случай, произошедший в феврале 1910 года на Екатеринославской железной дороге, вполне себе мог бы послужить отличным сюжетом для «вестерна», но исторические процессы, происходившие в Донбассе в XIX — начале XX веках и «ограбление поезда № 7» вряд ли бы вписались в картину «Новой Америки».
«Золото» Донбасса – это уголь и руда. Иностранные мигранты, прибывшие покорять этот регион, не клались в верности России, земельные наделы для освоения получали не по «Акту о гомстедах», а по концессии, с правом эксплуатации не только залежей региона, но и народа в целом, под покровительством императорского дома, заигрывающего с Западом.
Землянки, шахтерские бараки, дымящие трубы, рудники, дети, выпачканные в угольной пыли и перебирающие колчедан за 8 копеек в день, – вот картина «Новой Америки».
5 февраля 1910 года со станции Дебальцево запряженный двумя паровозами отправляется пассажирский поезд № 7, в состав которого входит багажный вагон и вагоны 2 класса, и 3 класса, где и разместился наш артельщик из Екатеринослава Иван Ефимов.
Огородившись от посторонних глаз тремя охранниками, Иван Ефимов перевозил ценный груз – железный сейф.
Дорога длинная, нужно было пересечь бескрайние степи Донбасса и попасть на станцию Купянск, расположенную в Харьковской губернии.
После железнодорожной станции «Лисичанск» поезд попал в зону живописных мест, железное полотно пролегало по склону горы, в аккурат по берегу реки Северский Донец. Проехав станцию «Насвитевич» и перебравшись на левый берег Донца, «Поезд № 7» остановился на станции «Рубежное». И тут в вагон к Ефимову постучался телеграфист Котляр, который прибыл получить свое жалование.
Через пять минут после того, как поезд тронулся, в вагон к артельщику ворвались двое неизвестных, с криком «Руки вверх», произвели несколько выстрелов из револьвера системы «Свит и Вессон». Одна из пуль попала в голову артельщику, свалив его намертво. Двое охранников были разоружены, а третий, испугавшись, разбив стекло, выпрыгнул из движущего поезда. Ну, а путь к ценному грузу одолели с помощью динамита и вытащили из сейфа порядка 16 тысяч рублей.
Пассажирский поезд № 7 остановили на станции «Володино», и ограбившие артельщика скрылись в заснеженной мгле.
Чем вам не сюжет Донбасского «вестерна»?
http://nashdonbass.ru/archives/8805
НАШИ ГЕРОИ
Я командир танка,— так, писал в своем заявлении в военкомат шофер Лисичанского содового завода Я. Ф. Баранников,— прошу немедленно зачислить меня в ряды доблестной Красной Армии. Я готов отдать все свои силы и жизнь для защиты Родины».
Дата рождения 01.10.1909 Место рождения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Лисичанский р-н, с. Верхнее.
Место призыва Лисичанский РВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Лисичанский р-н.
Дата призыва 25.10.1931.
Воинское звание гв. капитан; гв. лейтенант; гв. ст. лейтенант; лейтенант Воинская часть 2 гвардейская стрелковая дивизия 278 гв. осапб 2 гв. сд 56 А. 7 гвардейский отдельный саперный батальон 2 гвардейской стрелковой дивизии.
Н