Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества. Благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина Хандошкин ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать с знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Впоследствии о нём говорили, как о «русском Паганини», что, в чисто хронологическом смысле, несколько неверно, так как Хандошкин был предшественником знаменитого скрипача.
Жизнь выдающегося скрипача Ивана Хандошкина прошла в трудных условиях, несмотря на признание его таланта и высокие должности. В XVIII веке покровительствовали иностранцам, к отечественным музыкантам относились пренебрежительно. В императорских театрах иностранцы имели право на пенсию через 10 лет службы, русские актеры и музыканты — через 20; иностранцы получали баснословные оклады (например, Пьер Роде, приехавший в Петербург в 1803 г., был приглашен на службу к императорскому двору с окладом 5000 р. серебром в год). Заработок русских, занимавших те же должности, колебался от 450 до 600 рублей в год ассигнациями. Современник и соперник Хандошкина — итальянский скрипач Лолли получал 4000 рублей в год, Хандошкин же — 1100. и это был высший оклад, полагавшийся русскому музыканту. Русских музыкантов обычно не допускали в «первый» придворный оркестр, а разрешали играть во втором — «бальном», обслуживавшем дворцовые увеселения. Хандошкин много лет работал концертмейстером и дирижером второго оркестра.
Нужда, материальные затруднения сопровождали скрипача на всем его жизненном пути. В архивах дирекции императорских театров сохранились его прошения о выдаче «дровяных» денег, то есть мизерных сумм для приобретения топлива, выплата которых задерживалась годами.
В. Ф. Одоевский описывает сцену, красноречиво свидетельствующую о жизненных условиях скрипача:
«Хандошкин пришел на толкучий рынок... оборванный, и торговал скрипку за 70 рублей. Купец сказал ему, что в долг не даст, потому что не знает, кто он. Хандошкин назвал себя. Купец сказал ему: «Поиграй, я тебе даром отдам скрипку». Шувалов был в толпе народа; услышав Хандошкина, он пригласил его к себе, но когда Хандошкин заметил, что его везут к дому Шувалова, то сказал: «Я знаю тебя, ты Шувалов, я к тебе не поеду». И согласился уже после долгих увещеваний».
Место рождения композитора неизвестно. Возможно, что он родился в Москве. Его отец, по профессии портной, играл на ударных инструментах в придворном оркестре Петра III. На скрипке Хандошкин обучался у Тито Порто.
В общественном положении Хандошкин для своего времени добился очень многого. В 1762 году, то есть в 15-летнем возрасте он был принят в придворный оркестр, где проработал до 1785 года, достигнув должностей первого камер-музыканта и капельмейстера. В 1765 году он числился преподавателем в воспитательных классах Академии художеств. В классах, открытых в 1764 году, наряду с обучением живописи, воспитанникам преподавали предметы из всех областей искусств. Учили и игре на музыкальных инструментах. Поскольку классы открыли в 1764 году, Хандошкина можно считать первым скрипичным педагогом Академии. Обучалось у юного педагога (ему в то время было 17 лет) 12 человек, но кто именно — неизвестно.
В 1785 году Потемкин добился назначения Хандошкина начальником Академии, организованной им в Екатеринославле. Хандошкин был уволен из придворного оркестра с пожалованием пенсии за долгосрочную службу. По пути в Екатеринослав он некоторое время жил в Москве. Затем, в марте 1787 года переехал в Кременчуг. Он организовал в Кременчуге нечто вроде консерватории, где имелись мужской хор из 46 певцов и оркестр в 27 человек.
Что касается музыкальной академии, организованной при Екатеринославском университете, то там в конце концов ее директором вместо Хандошкина был утвержден Сарти.
Материальное положение служащих Музыкальной академии было крайне тяжелым, годами им не платили жалованья, а после смерти Потемкина в 1791 году ассигнования вообще прекратились, академию закрыли. Но еще раньше Хандошкин уехал в Петербург, куда прибыл в 1789 году. До конца жизни он уже не покидал русской столицы.
С большим трудом удалось Г. Фесечко установить по церковным книгам захоронных записей Волкова кладбища в Петербурге даты жизни и смерти Хандошкина. Считалось, что Хандошкин родился в 1765 году. Фесечко обнаружил следующую запись: «1804 года, 19 марта придворный отставной мумшенок (т. е. мундшенк. — Л. Р.) Иван Евстафьев Хандошкин умер 57 лет от паралича». Запись свидетельствует о том, что родился Хандошкин не в 1765, а в 1747 году и захоронен на Волковом кладбище.
Иван Хандошкин (1747–1804)
Соната для скрипки соло ор.3 №3 ре мажор
Анастасия Хитрук (скрипка) https://youtu.be/Y8gwR5qZ_1E?si=nmCiJ76cQY0jiKBo
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2