Тут все Люди Русские180.
Баяну Вещему поклонилися:
«Благодарствуешь ты, Баяне Вещий,
Баяне Вещий, ты Белый Волхове!
Ты горазд, Баяне Вещий, сказать по памяти,
Сказать по памяти, будто по грамоте,185.
Что во Книге Голубиной есть написано,
Что написано да заповедано!»
Выступал тут вперёд
Князь Волот Волотович,
Бил поклоны Баяну Вещему,190.
Говорил ему таковы слова:
«Уж ты гой ecu, Баяне Вещий!
Ты ещё да нам про то скажи —Вещий сон мой порассуди!
Како мне, князю Болоту Волотовичу,195.
Во сне снилось, грозно виделось:
Будто, далече было, во чистом поле,
Будто, два Зверя Невиданных сходилися,
Один Белой, да другой Черной
Будто, промеж собой они люто билися.200.
Будто, Белой Зверь Черного одолел,
Будто, Белой пошел с Земли на Небо,
А Черной-то пошел да по чисту полю.
Ужель возможно мой сон рассудити?»
Отвечал Баян Вещий:205.
«Уж ты гой ecu, князь Волот Волотович!
Уж вы гой ecu, все Люди Русские!
Знайте вы, разумейте да ведайте,
Яко в Книге Голубиной есть написано,
Есть написано да заповедано:210.
То не два Зверя Невиданных
Во чистом поле сходилися-билися,
То сходилися Правда со Кривдою;
А где Зверь Белой — там Правда была,
А где Зверь Черной — там Кривда была.215.
Бела Правда Черну Кривду преодолела,
Преодолела да на Небо возлетела,
Кривда же с тех пор по всей Земле пошла,
По всей Земле пошла — Чёрный (Кощный) Век зачала.
Оттого и Мать-Земля вся колышется,220.
Оттого и Предкам боле почёту нет,
Оттого и брат на брата ратью идет,
Оттого и дети-внуки не родятся...
Тако в Голубиной Книге записано
—Старым людям на памятование,225.
Молодым же — на научение!»
Тут все Люди Русские
Баяну Вещему поклонилися:
«Благодарствуешь ты, Баяне Вещий,
Баяне Вещий, ты Белый Волхове!230.
Ты горазд был, Баяне Вещий, сказать по памяти,
Сказать по памяти, будто по грамоте,
Что во Книге Голубиной есть написано,
Что написано да заповедано!»
А мы на сём Богам Родным славы поём,235.
Славы поём — чести возносим!
Да будет Богам Родным слава!
Да будет Земле Русской благо!
От Коло и до Коло!Истинно, вовек!240. Слава!
Начинается Сказ с описания Сокровенного Центра Мира:
...Как на той да на Белой Мер-Горе,
Да на самом-то Буяне-Острове,
Что утвержден бысть от веку
Посередь Окиян-Моря Бездонного,5.
Ко Сырому Дубу-Стародубу,
Что корнями всю Землю охватил,
А ветвями все Небеса объял,
Ко Белому Алатырю-Камню Горючему
Выпадала Книга Голубиная,10.
Голубиная да Лебединая,
Лебединая да Сорочиная,
Из Ирия Светлого являлася...
Окиян-Море Бездонное есть та Праматеринская Стихия,
из Коей было Явлено некогда всё сущее.
Остров Буян, известный нам по многочисленным народным заговорам и волшебным сказкам, — воплощение Сокровенного Центра Мира и Северной (Полярной) Прародины Русов-Ариев (в некоторых заговорах он именуется Белым).
Белая Мер-Гора, равно как и Мировой Дуб-Стародуб, есть образное воплощение Оста Всеми-рья, проходящего через Полюс и пронизывающего Собой всё Тремирье: Правь (Небеса), Явь (Землю) и Навь (Подземье).
Здесь же можно вспомнить, что всякое наше обрядовое действо начинается со сказания волхвами кощун, начинающихся, как правило, словами:
«Как на Море-Окияне да на Острове Буяне есть высокая Гора...»-
— что символизирует Духовное перемещение сознания творящих обрядиво в Сокровенный Центр Мира — туда, откуда берут свой Исток все Творческие Силы Всемирья. Там все участники обряда облекаются Силами Родных Богов, Духовно превосходя все телесные ограничения Мира Земной Яви, превосходя ограничения Времени и Пространства, удерживающие Дух Родов в Явленной Разделённости (САМО-отчуждении). При сём — посох волхва, ведущего обряд, Духовно приравнивается к Осту Всемирья, становясь зримым воплощением Родового Столба — Истинного Оста всякого деяния, творимого в Мире.
Далее — идет описание «внешнего облика» Книги:
Сия Книга есть не малая:
Долиною Книга долгая,15.
Шириною Книга широкая,
Толщиною Книга толстая,
Мудростию Книга Мудрая...
Конечно, речь здесь идёт вовсе не о внешней величине Книги, но таким образом выражена её Духовная значимость: через описанный зримый образ Книги выражено незримое величие её Духовной Сути.
Далее:
Как на ту ли да на славушку,
На славушку да на великую,20.
Ко той ко Книге Голубиной
Соходилося много, соезжалося
Много Вещих людей — волховов;
Да князей, да бояр, да воев хоробрых;
Да добрых мастеров-умельцев;25.
Да честных ратаев-пахарей...
В вышеприведенном отрывке говорится о представителях четырёх основных Сословий Русов-Ариев, обратившихся к Исконному Веданию, заключенному в Голубиной Книге. По сути, речь идёт о том, что Истинное Ведание должно лежать в основе всякого Сословного Знания, являя собой четыре ступени постижения Высшей Истины.
Далее:
Да были-то ещё меж ними
Двое наибольших мужей славных:
Белый Князь Волот Волотович
Да сам Баян Вещий, Белый Волхов...
В данном отрывке появляются Белый Князь (воплощение Высшей Мирской Власти) и Белый Волхов (воплощение Высшей Власти Духовной). Их личности поистине заслуживают сколь можно более подробного рассмотрения.
Во-первых, Белый Князь Волот Волотович (во многих христианских вариантах Сказа — Царь Волотоман).
Волоты, согласно Древним Славянским Сказам, суть великаны, жившие на Земле ещё до прихода людей. От волотов (у греков: «титанов») античные авторы вели родословную Гиперборейцев — легендарных Предков Русов-Ариев:
«Гиперборейцы были титанического происхождения... Они взросли из крови бывших прежде титанов...».
В изданной нами «КНИГЕ СВЯТОГОРА» приводится сказание, прямо говорящее о преемственной Духовной связи между волотами и людьми.
Из Русских Старин (Былин) мы знаем, что волот Святогор передал Русским Богатырям (Илье Муромцу — Илье Моровленину) часть своей Силы.
В Старинах мы тако же встречаем образ князя Владимира, несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого.Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя — Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство...
(Отголоски памяти о Божественном Правителе — Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской:
«И по сем царствова сынь его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажь-богъ... Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ си-ленъ...».)
Существует предположение, что былинный князь Владимир есть никто иной, как великан Имир (волот Имир), о коем повествуется в Младшей Эдде:
«Сыновья Бора убили великана Имира... Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны (Бездонного Окиян-Моря, согласно славянским сказам)и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же — из костей, валуны и камни — из коренных и передних его зубов и осколков костей... Из крови, что вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом...». Вобще, возведение славянского имени «Владимир» к (славяно-скандинавскому?..) сочетанию «волот Имир» — явно относится к области так называемой «народной этимологии» и вряд ли может в полной мере соответствовать действительности. Но для нас сейчас представляет интерес само направление мысли, связующей былинного князя Владимира с ве-ликанами-во лотами.
Да были-то ещё меж ними
Двое наибольших мужей славных:
Белый Князь Волот Волотович
Да сам Баян Вещий, Белый Волхов...
Почему Князь Волот Волотович — равно, как и Баян Вещий, и даже сам, ранее упомянутый, Остров Буян — названы в Сказе «Белыми»?
Потому, что именно белый цвет издревле почитался нашими Предками как символ Чистоты, Праведности и Святости (буквально: «Светлости»), а тако же — как символ Сродства с Родными Богами, Белыми Богами.
«Тёмная (Чёрная) Туча покрыла собой Белый Свет!» — так наши Предки образно описывали извечное противостояние Белой Правды и Чёрной Кривды, о противоборстве коих повествуется в самом конце Сказа.Далее:
30. Как выступал вперёд
Князь Волот Волотович,
Бил поклоны Баяну Вещему...
Баян Вещий — Белый Волхов
— Духовный Владыка надо всеми волхвами и баянами (Вещими сказителями), что символически приравнивает его — ни больше, ни меньше — к самому Вещему Богу Велесу, Духовному Покровителю всего Волховского Сословия. Действительно, из Слова о Полку Игореве мы знаем, что Баян (Боян) Вещий есть «Белесое внук». Здесь мы не будем вдаваться в рассуждения о том, как следует понимать сии слова — образно или буквально. Для нас здесь важно то, что Баян Вещий, так или иначе, воплощает собой Духовную Силу Белеса, несёт её в себе.
30.
Как выступал вперёд
Князь Волот Волотович,
Бил поклоны Баяну Вещему...
В этих строках, по сути, заключена идея Богоцентричности Древнего Русско-Арийского Общества, в котором Мирская Власть склоняется перед Властью Духовной — Белый Князь по доброй воле склоняется перед Белым Волховом, добровольно признавая за оным Духовную Силу.В среде иных существует мнение, что идея Единой Власти (как Мирской, так и Духовной), равно как и сама идея Единобожия, есть нечто, глубоко чуждое Древним Русам и Славянам.
В самом деле, система Вечевого Правления, бытовавшая у наших Древних Предков-Родноверов, как будто опровергает саму возможность главенства в общественном сознании того времени всякой идеи Единоначалия (и Единобожия).
На самом же деле — всё как раз наоборот. Ибо Родовой Уклад, которым жили наши Предки, вовсе не предполагал всеобщего слепого равенства: мнение Старшего в Роду не могло быть равнозначным мнению юнца, не прошедшего еще «школы жизни»; мнение воеводы, прошедшего через многие битвы, не могло быть равнозначным мнению молодого воина, еще ни разу не участвовавшего в сражениях; а опыт умельца, достигшего высот в каком-либо ремесле, не мог приравниваться к опыту его молодого помощника, только недавно вставшего на путь ученичества.
Тако же — князь не мог учить земледельца, как нужно возделывать пашню, а земледелец не мог учить князя, как нужно править людьми... Другими словами, идея Единоначалия естественным образом вытекала из Родового Уклада жизни наших Предков, проявляясь на всех уровнях: от человеческого и узко сословного — до Высшего Божественного (Духовного), предполагая, правда, не слепое подчинение Русского человека — внука Даждьбожьего — всякой власти вообще (как это стало навязываться гордым Русичам в более поздние — христианские времена), но утверждая добровольное следование Стезёю Родных Богов и Предков — следование молодшего и менее опытного за Старейшим и Мудрейшим.
30. Как выступал вперёд
Князь Волот Волотович,
Бил поклоны Баяну Вещему,
Говорил ему таковы слова:
«Уж ты гой ecu, Баяне Вещий!35.
Расскажи ты, споведай нам:
Кто сию Книгу писывал?
Кто сию Книгу писывал,
Да кто сию Книгу читывал?»
Что есть Волховское Знание вообще? Почему волхв может ведать то, что не ведомо князю? Какие качества, вообще, определяют принадлежность человека к Волховскому Сословию?
О том, кто есть волхв вообще — говорилось и писалось нами уже неоднократно (см., например, наше «СЛОВО МАЛОЕ О РАДЕТЕЛЯХ РОДНОЙ ВЕРЫ (ВЕДЫ) НАШЕЙ»). Во время следующей нашей беседы, когда мы будем говорить об Исконе Веры-Ведания, мы остановимся на рассмотрении сего вопроса более подробно, ныне же — дадим лишь краткое определение: волхв есть тот, кто Помнит.
Конечно, речь идёт не о личной человеческой памяти, но о Родовой Памяти, открывающейся тем, кто готов воспринять её содержимое Сердцем своим. Поистине, подлинное Ведание есть Воспоминание Сердцем — Великое Духовное Прозрение.
Далее:
Отвечал Баян Вещий:40.
«Уж ты гой ecu, князь Волот Волотович!
Уж вы гой ecu, все Люди Русские!
Знайте вы, разумейте да ведайте..
.«Знайте» здесь значит — «будьте осведомлены»; «разумейте» значит — «умейте осмыслить»; «ведайте» — «постигайте Сердцем».
Отвечал Баян Вещий:
40. «Уж ты гой ecu, князь Волот Волотович!
Уж вы гой ecu, все Люди Русские!
Знайте вы, разумейте да ведайте:
Писывал сию Книгу сам Велес, Вещий Бог;
Читывали сию Книгу сорок сороков волхвов,45.
Читывали они Книгу ровно три года,
Прочитали из Книги ровно три листа!»
То есть Веда, заключённая в Книге, несёт в себе более Божественное, нежели человеческое Знание: даже умудрённым волхвам потребовалось целых три года для того, чтобы прочесть из неё всего лишь три листа.
Тут все Люди Русские
Баяну Вещему поклонилися:
«Благодарствуешь ты, Баяне Вещий,50.
Баяне Вещий, ты Белый Волхове!
Ты горазд, Баяне Вещий, сказать по памяти,
Сказать по памяти, будто по грамоте...
А не является ли Книга Голубиная/Глубинная — Неписаной Книгой Родовой Памяти самой?..
Тут все Люди Русские
Баяну Вещему поклонилися:
«Благодарствуешь ты, Баяне Вещий,50.
Баяне Вещий, ты Белый Волхове!
Ты горазд, Баяне Вещий, сказать по памяти,
Сказать по памяти, будто по грамоте,
Что во Книге сей есть написано,
Что написано да заповедано:55.
Отчего зачался сам Белый Свет,
Отчего воссияло само Солнце Красное,
Отчего горит Млад-Светел Месяц,
Отчего горят Звёзды Частые,
Отчего зачались Зори Ясные —60.
оря Утренняя да Вечерняя,
Отчего зачались Буйны Ветрушки,
Отчего зачались Громы-Молоньи,
Отчего зачались Белы Облаци,
Отчего зачался Дробный Дождичек,65.
Отчего зачалось Окиян-Море Бездонное,
Отчего сама Мать-Земля пошла,
Отчего пошли Люди Русские?»
В различных вариантах Сказа предлагается разная последовательность вопросов, да и сами вопросы несколько различаются.
Например:
Ты ещё, сударь, нам про то скажи,
Что в Книге есть написано,
В Голубиной есть напечатано:
Отчего зачался наш Белый Свет,
Отчего воссияло Солнце Красное,
Отчего пекёт Млад-Светел Месяц,
Отчего пекут Звёзды Частыя,
Отчего зачалась Утрення Заря,
Отчего зачалась Заря Вечерняя,
Отчего у нас в Земле Ветры пошли,
Отчего у нас в Земле Громы пошли,
Отчего у нас в Земле Цари пошли,
Отчего зачались Князья Бояре,
Отчего — Крестьяне Православныя?...
Или ещё:
От чего у нас начался Белый Вольный Свет?
От чего у нас Солнце Красное?
От чего у нас Млад-Светел Месяц?
От чего у нас Звёзды Частые?
От чего у нас Ночи Тёмные?
От чего у нас Зори Утренни?
От чего у нас Ветры Буйные?
От чего у нас Дробен Дождик?
От чего у нас Ум-Разум?
От чего наши Помыслы?
От чего у нас Мир Народ?
От чего у нас Кости Крепкие?
От чего Телеса наши?
От чего Кровь-Руда наша?
От чего у нас в Земле Цари пошли?
От чего зачались Князья-Бояры?
От чего Крестьяны Православные?...
Согласно древним славянским сказам, человеческие тела произошли от Земли, кости — от Камений, кровь-руда — от Моря, Сила — от Огня, думы — от Облаков, како и мы на радениях своих воспеваем:
Земля — наше Тело!
Вода — наша Кровь!
Огонь — наша Сила!
Ветер — наш Дух!Гой!
А вот как повествуется о сём в древнейшей из Вед — в Риг-Веде, в Гимне Пуруше (великану, подобному скандинавскому Имиру, которого Боги принесли в жертву при сотворении Мира):/.
Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша.
Он закрыл собою всю Землю и [ещё] возвышался над ней на десять пальцев.
2. Пуруша - это всё, что стало и станет.Он властвует над Бессмертием, [над всем,] что растёт благодаря пище.
3. Огромно его величие, но ещё огромнее [сам] Пуруша.Четвертая часть его — всё сущее, три [другие] части — Бессмертное в Небе.
4. На три четверти вознёсся Пуруша в вышину, четвертая часть егоосталась [здесь].Отсюда [он] распростерся на тех, кто ест и кто не ест.
5. От него родилась Вирадж, а за ней Пуруша.Родившись, он распростёрся на запад и на восток.
6. Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву,Весна бьиш его жертвенным маслом, лето — дровами, [а] осень — [самой] жертвой.
7. Этого перворождённого Пурушу освятили как жертву на жертвенной траве,Им приносили жертвы Боги, [те,] кто были садхъи и риши.
8. Из него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло,[Его] обратили в те существа, которые [обитают] в воздухе, лесу и селениях
.9. От него, принесенного в жертву, возникли риги и саманы,Стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли.
10. От него возникли лошади и [другие животные] с верхними и нижними зубами.Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.
11. Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделён?Чем стали уста его, чем руки, чем бёдра, ноги?
12. Брахманом стали уста его, руки — кшатрием,Его бёдра стали вайшьей, из ног возник шудра.
13. Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце.Из уст — Индра и Агни, из дыхания возник Ветер.
14. Из пупа возникло Воздушное Пространство, из головы возникло Небо.Из ног — Земля, страны Света — из слуха. Так распределились Миры.
15. Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено,Когда Боги, совершая жертвоприношение, связывали Пурушу, [как вяжут]жертвенное животное.
16. Жертвой совершали Боги жертвоприношение; эти дхармы были первыми.И им, могущественным, досталось Небо, где первые Боги — садхьи.
Принимая во внимание очевидное сходство некоторых мест Гимна с соответствующими местами Сказа, становится понятно, почему волхв Велимир, говоря о Голубиной Книге в своих просветительских беседах, склонен прямо отождествлять её с Риг-Ведой, обрывочная память о которой могла сохраниться в устном народном творчестве со времён существования неразделённой Арийской Общности — чуть ли не до наших дней.Однако — вернёмся к тексту Сказа:
Отвечал им Баян Вещий:
«Уж вы гой ecu, вы Люди Русские!70.
Знайте вы, разумейте да ведайте,
Яко в Голубиной Книге есть написано,
Есть написано да заповедано:
Оттого зачался сам Белый Свет
—От Самого-то от Духа Родова,75.
Оттого воссияло само Солнце Красное
—От Самого-то от Лика Родова,
Оттого горит Млад-Светел Месяц
—От Самого-то от Чела Родова,
Оттого горят Звёзды Частые —80.
От Самых-то от Очей Родовых,
Оттого зачалась Зори Ясные —Заря Утренняя да Вечерняя
—От Самых-то от Перстов Родовых,
Оттого зачались Буйны Ветрушки
—85. От Самого-то от Дыхания Родова,
Оттого зачались Громы-Молоньи
—От Самой-то от Силушки Родовой,
Оттого зачались Белы Облаци —От Самых-то от Дум Родовых,90. Оттого зачался Дробный Дождичек
—От Самого-то от Пота Родова,
Оттого зачалось Окиян-Море Бездонное
—От Самой-то от Руды-Крови Родовой,
Оттого пошла Мать Сыра-Земля —95.
От Самого-то от Тела Родова,
Оттого пошли Люди Русские
—От Самого-то от Колена Родова,
От Колена Родова — от Родных Богов,
От Родных Богов — Свет-Сварожичей!»
В этом отрывке, по сути, говорится о том, что всё сущее — порождено Самим Всесущим Родом. Не «сотворено», но именно порождено — проявлено Им из Себя Самого.
В различных вариантах Сказа приводятся разные варианты того, из чего что произошло.
Так, например, в одном варианте Светел Месяц выходит из Груди Всебога, в другом — из Затылка, в третьем — из Очей:
Белый Свет — от Сердца Его,
Красно Солнце — от Лица Его,
Светел Месяц — от Очей Его,
Часты Звёзды — от Речей Его...
Тако же — здесь утверждается Сродство Народа Русского с Родными Богами, со Светлыми Сварожичами (поистине, мы — внуки Даждьбожии).Вообще же, как можно видеть из сопоставления содержимого Сказа и приведённого выше Гимна Риг-Веды (а тако же — приведённого нами ещё ранее отрывка из Младшей Эдды), наш вариант отличается от индийского и скандинавского тем, что Мир, согласно Сказу, берёт своё начало не из частей принесенного в жертву Первогиганта, но проявляется (буквально: «делается Явным») Всебогом Родом из Самого Себя (хотя, среди некоторых наших современников — Родноверов бытует мнение, что Род породил Мир буквально из частей Своего Вселенского «Тела», принеся таким образом Себя, в некотором смысле, в жертву Самому Себе).
Далее:
100. Тут все Люди Русские
Баяну Вещему поклонилися:
«Благодарствуешь ты, Баяне Вещий,
Баяне Вещий, ты Белый Волхове!
Ты горазд, Баяне Вещий, сказать по памяти,105.
Сказать по памяти, будто по грамоте,
Что во Книге сей есть написано,
Что написано да заповедано!
Ты еще да нам про то скажи,
Про то скажи, проповедуй нам:110.
Какое Море всем морям Мати,
Какой Остров всем островам Мати,
Какая Гора всем горам Мати,
Какое Древо всем деревам Мати,
Какой Камень всем камням Мати,
115. Какая Река всем рекам Мати,
Какая Птица всем птицам Мати,
Какой Зверь всем зверям Мати,
Какая Трава всем травам Мати,
Какая Книга всем книгам Мати,120.
Какая Земля всем землям Мати,
Какой Князь надо всеми князьями Князь?»
Кому-то может показаться странным, что в приведенном выше отрывке, вопреки нормам русского языка, нечто явно мужского рода определяется как «Мати». Но дело в том, что слово «Мати» здесь выступает не столько в качестве обозначения некой конкретной степени родства, сколько в значении «Источник», «Корень», «Основа»... К тому же, согласно Древним Славянским Сказам, Отец всего сущего Есть только Один -Сам Всебог Род. Матерей же — Рожаниц, порождающих все окружающие нас формы, исполненные Духом и движимые Силой Рода — бесчисленное Множество.
Далее:
Отвечал им Баян Вещий:
«Уж вы гой ecu, вы Люди Русские!
Знайте вы, разумейте да ведайте,125.
Яко в Голубиной Книге есть написано,
Есть написано да заповедано:
Окиян-Море Бездонное всем морям Мати...
Ибо из Окиян-Моря,
Предбывшего всему Явленному Миру, вышло, по Священной Воле Рода, всё сущее.
Почему Окиян-Море Бездонное всем морям Мати?
Потому Окиян-Море Бездонное всем морям Мати,130.
Что все моря земные от него начало своё берут...
И далее:
Белый Остров Буян всем островам Мати...
Ибо он есть Сокровенный Центр Мира.
Почему Белый Остров Буян всем островам Мати?
Потому Белый Остров Буян всем островам Мати,
Что вся твердь земная от него начало своё берёт...
И далее:
135. Белая Мер-Гора всем горам Мати...
Ибо она есть Ост Всемирья.
Здесь же можно вспомнить, что, согласно словенским сказаниям, дошедших до нашего времени из седой древности, Матерью всех гор является Гора Триглав, что в Татрах, коя первой появилась из-под Вод Окиян-Моря на Заре Мира.
Почему Белая Мер-Гора всем горам Мати?
Потому Белая Мер-Гора всем горам Мати,
Что всех гор земных она старше...
Далее:
Сырой Дуб-Стародуб всем деревам Мати...
Ибо он есть Древо Всемирья.
140. Почему Сырой Дуб-Стародуб всем деревам Мати?
Потому Сырой Дуб-Стародуб всем деревам Мати,
Что всех дерев земных он выше...
И далее:
Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням Мати...
Ибо он есть Сердце Всемирья.
Почему Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням Мати?
145. Потому Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням Мати,
Что всех камней земных он крепче...
И далее:
Священная Pa-Река всем рекам Мати...
Ра-Река — нынешняя Волга — Священная Река Русов-Ариев, берущая своё начало, согласно Древним Славянским Сказам, в самом Ирии Небесном.
Почему Священная Pa-Река всем рекам Мати?Потому Священная Pa-Река всем рекам Мати,150. Что на Землю из самого из Ирия Небесного течёт.
И далее:
Жар-Птица всем птицам Мати...
По другим источникам: Страфиль-Птица (Стрефиль-Птица, Стратим-Птица, Слава-Птица).
Вот что говорится в одном из вариантов Сказа о Страфиль-Птице:
Почему ж Стрефил-Птица всем птицам Мати?
Живёт Стрефил посреди Моря,
Она ест и пьёт на синем Море,
Она плод плодит на синем Море,
Когда Стрефил вострепещется
Во втором часу после полуночи,
Тогда запоют ecu петухи по всей Земли,
Осветится в те поры вся Земля:
Потому Стрефил всем птицам Мати...
И — в другом варианте:
Живёт Стратим-Птица на Океане-Море,
И детей производит на Океане-Море.
По Божьему всё по велению,
Стратим-Птица вострепенётся,
Океан-Море восколыхнётся;
Топит она корабли гостиные
Со товарами драгоценными.
Потому Стратим-Птица всем птицам Мати...
Справедливости ради, отметим, что в некоторых других вариантах Сказа говорится, что, де, все совсем наоборот:
Никаких бед она не делает...То есть — никого не топит.
Некоторые варианты Сказа тако же добавляют, что Страфиль-Птица:
Сидит на Море на Камени...
Не на Алатыре ли Камне — посредь Мирового Окиян-Моря?..
Почему Жар-Птица всем птицам Мати?
Потому Жар-Птица всем птицам Мати,
Что до самого до Ирия Небесного возлётывает...
Жар-Птица (Гар-Птица) — Огненная Вестница Богов, подобная индийскому Гаруде и нашему Огнепёрому Соколу Рарогу — Сварожьему Посланнику
Комментарии 10
ДОПОЛНЕНИЕ. Валерий Никитич Дёмин.
....Мир — из Человека! В этой мифологеме, сохраненной в Голубиной книге, впервые прозвучал великий философский принцип Всеединства Макрокосма и Микрокосма.
...Расчлененный Первобог Голубиной книги восходит к самым началам общеиндоевропейской космогонической традиции...
Классической считается одна из версий мифа о смерти Осириса, когда тело его было разрублено коварным братом Сетом на 14 частей. Сестра-супруга Исида собрала и соединила все части изуродованного тела; не найденным остался только фаллос.
«Философией расчлененности» наполнена и египетская «Книга мертвых», где части тела усопшего в загробном мире совмещаются с конкретным Богом — носителем определенных свойств и функций. Вот небольшая характерная иллюстрация «распределения тела по Богам», взятая из 42-й главы Книги мертвых (в оригинале текст сопровожд
...ЕщёДОПОЛНЕНИЕ. Валерий Никитич Дёмин.
....Мир — из Человека! В этой мифологеме, сохраненной в Голубиной книге, впервые прозвучал великий философский принцип Всеединства Макрокосма и Микрокосма.
...Расчлененный Первобог Голубиной книги восходит к самым началам общеиндоевропейской космогонической традиции...
Классической считается одна из версий мифа о смерти Осириса, когда тело его было разрублено коварным братом Сетом на 14 частей. Сестра-супруга Исида собрала и соединила все части изуродованного тела; не найденным остался только фаллос.
«Философией расчлененности» наполнена и египетская «Книга мертвых», где части тела усопшего в загробном мире совмещаются с конкретным Богом — носителем определенных свойств и функций. Вот небольшая характерная иллюстрация «распределения тела по Богам», взятая из 42-й главы Книги мертвых (в оригинале текст сопровождается виньетками с изображением Богов):
«…Лицо мое — это лицо Диска [Ра-Солнце. — В.Д.]. Глаза мои — это глаза Хатор [Небесная Корова]. Уши мои — это уши Ап-уата [бог с головой шакала — коррелят Осириса]. Нос мой — это нос Кхенти-кхаса [бог — покровитель и владыка города Летополиса]. Губы мои — это губы Анпу [Анубис с головой шакала — Владыка загробного царства]. Зубы мои — это зубы Серкет [Богиня-Скорпион]. Шея моя — это шея богини Исиды. Ладони мои — это ладони Ба-неб-Татту [Властитель Татту с головой барана — коррелят Осириса]. Руки мои — это руки Нейты, госпожи Саиса [богиня охоты и ткачества]. Мой позвоночник — это позвоночник Сути [бог-„чужестранец“ Сет — брат Осириса и его убийца]. Фаллос мой — это фаллос Осириса. Почки мои — это почки Повелителей Кхер-аха. Грудь моя — это грудь Могущественного бога Ужаса. Живот мой и спина — это живот и спина Секхет [богиня Сохмет — „Могучая“, покровительница фараонов и медицины — с головой львицы]. Ягодицы мои — это ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои — это бедра и ноги Нут [Небо — олицетворение Космоса]. Ступни мои — это ступни Птаха [бог земли и плодородия]. Пальцы мои и кости ног — это пальцы и кости ног Живых богов. Нет ни одной части моего тела, которая не была бы частью тела того или иного бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день за днем».
Сюжет о расчленении Первобога был распространен по всему миру.
....Открытие и познание «премудрости всей Вселенной» завершается в наиболее полных текстах Голубиной книги «сгустком» моральной направленности, представленном в аллегорической форме — в виде притчи о двух (космических) зайцах, олицетворяющих Правду и Кривду.
В одной из записей, сделанных на Русском Севере, это представлено так:
…Как два заяца во поле сходилися,
Один бел заяц, другой сер заяц,
Как бы серой белого преодолел;
Бел пошел с Земли на Небо,
А сер пошел по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя…
Кой бел заяц — это Правда была,
А кой сер заяц — это Кривда была,
А Кривда Правду преодолела,
А Правда взята Богом на небо,
А Кривда пошла по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя,
И вселилась в люди лукавые…
Изумительный образец народного космизма! К тому же в подтексте приведен
...Ещё....Открытие и познание «премудрости всей Вселенной» завершается в наиболее полных текстах Голубиной книги «сгустком» моральной направленности, представленном в аллегорической форме — в виде притчи о двух (космических) зайцах, олицетворяющих Правду и Кривду.
В одной из записей, сделанных на Русском Севере, это представлено так:
…Как два заяца во поле сходилися,
Один бел заяц, другой сер заяц,
Как бы серой белого преодолел;
Бел пошел с Земли на Небо,
А сер пошел по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя…
Кой бел заяц — это Правда была,
А кой сер заяц — это Кривда была,
А Кривда Правду преодолела,
А Правда взята Богом на небо,
А Кривда пошла по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя,
И вселилась в люди лукавые…
Изумительный образец народного космизма! К тому же в подтексте приведенного отрывка сокрыты еще две проблемы. Одна — древняя, связанная с извечной борьбой двух космических начал — Добра и Зла (позднее эта идея закрепилась и расцвела пышным цветом в дуальной философии манихейства).
Другая — архидревняя, связанная аж с тотемными предпочтениями наших предков и прапредков, что уводит в самые немыслимые глубины общечеловеческой истории и гиперборейского мировоззрения. Отголоски стародавнего прошлого выступают здесь в виде двух тотемных зайцев.
Заяц — во многом неразгаданный персонаж мирового фольклора. В русских сказках он — добрый и желанный гость, имеющий скромный мифологический ранг. (Хотя сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду).
Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космотворящего существа. В повериях североамериканских ирокезов он создает мир из воды, в легендах другого индейского племени — виннебаго — он соперничает с Солнцем и ловит его в силки. У евразийских народов заяц, напротив, связан с Луной.
Сохранились русские детские песенки и считалки, где заяц именуется Месяцем. А у литовцев-язычников вплоть до введения христианства был даже Заячий Бог, о чем упоминается в Ипатьевской летописи.
Голубиная книга неисчерпаема в своей глубине. Она — действительно Глубинная книга, чьи корни уходят к самым истокам мировой истории и предыстории.
Она — один из немногих, чудом уцелевших мостков, напрямую соединяющих нас с началом начал всемирной истории. В этом живительном роднике — истоки и русского духа, и русской души. Народ — хранитель и носитель древнейших традиций — прекрасно понимал подлинную цену обретенного еще в праотеческие времена своего в общем-то бесценного сокровища.
В самом ее тексте содержится самая точная и емкая характеристика — премудрость всей Вселенной! О какой еще другой книге прошлого и настоящего можно сказать подобное?
...И в самом деле, недаром заветная книга, о которой пели сказители, именуется Голубиной, то есть «глубинной» (что означает одновременно и «древняя», и «мудрая»). Но какую же «премудрость всей вселенныя» (доподлинные слова священного текста) она скрывает?
(Между прочим, некоторые исполнители упорно именовали Вселенную «Поселенной», что дало основание А. П. Щапову посчитать именно это исконно русское слово первоосновой для народного представления о Мироздании: во Вселенной люди поселяются, точно в небесно-космической избе). ...
Корни здесь, без сомнения, уходят в древнеарийские представления о Мироздании, где Небо выступало синонимом Космоса (данная традиция прошла через всю последующую историю науки — от знаменитого космологического трактата Аристотеля «О Небе» до не менее знаменитых книг К. Фламмариона «История Неба» и К. Э. Циолковского «Грезы о Земле и Небе»)....
_____
https://ok.ru/svetorusye/topic/70840350220288
,,,Вселенная — галактика — Солнечная система — планета Земля — человек. Еще одна матрешка. Видимый мир — трех мерен, семья тоже устроена как матрешка, Земной шар в разрезе геологических слоев, и даже смена времен года — процесс разбирания куклы)...
Мы живём в мире, где победила КРИВДА.(и далеко не все это понимают).. А Вселенная не может существовать, где правит ЗЛО (Кривда,Тьма...),..Когда кол-во негативной энергии превышает над положительной-цивилизация гибнет. Всё это ведёт к гибели цивилизации. Образование, Знания. Правда-главное богатство.Если Русь их вернёт-будем жить во Благо своё.
Николай Заболоцкий.
В младенчестве я слышал много раз
Полузабытый прадедов рассказ
О книге сокровенной... За рекою
Кровавый луч зари, бывало, чуть горит,
Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползет туман и сердце леденит,
Уж бедный мир, забыв свои страданья,
Затихнул весь, и только вдалеке
Кузнечик, маленький работник мирозданья,
Все трудится, поет, не требуя вниманья,—
Один, на непонятном языке...
О тихий час, начало летней ночи!
Деревья в сумерках. И возле темных хат
Седые пахари, полузакрывши очи,
<s sfgy3gF...ЕщёГолубиная книга
Николай Заболоцкий.
В младенчестве я слышал много раз
Полузабытый прадедов рассказ
О книге сокровенной... За рекою
Кровавый луч зари, бывало, чуть горит,
Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползет туман и сердце леденит,
Уж бедный мир, забыв свои страданья,
Затихнул весь, и только вдалеке
Кузнечик, маленький работник мирозданья,
Все трудится, поет, не требуя вниманья,—
Один, на непонятном языке...
О тихий час, начало летней ночи!
Деревья в сумерках. И возле темных хат
Седые пахари, полузакрывши очи,
На бревнах еле слышно говорят.
И вижу я сквозь темноту ночную,
Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг,
То спутанную бороду седую,
То жилы выпуклые истомленных рук.
И слышу я знакомое сказанье,
Как правда кривду вызвала на бой,
Как одолела кривда, и крестьяне
С тех пор живут обижены судьбой.
Лишь далеко на океане-море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.
Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней написана рукой судеб могучей
Вся правда сокровенная земли.
Но семь на ней повешено печатей,
И семь зверей ту книгу стерегут,
И велено до той поры молчать ей,
Пока печати в бездну не спадут.
А ночь горит над тихою землею,
Дрожащим светом залиты поля,
И высоко плывут над головою
Туманные ночные тополя.
Как сказка — мир. Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...
Где ты, старик, рассказчик мой ночной?
Мечтал ли ты о правде трудовой
И верил ли в годину искупленья?
Не знаю я... Ты умер, наг и сир,
И над тобою, полные кипенья,
Давно шумят иные поколенья,
Угрюмый перестраивая мир.