Почему мы празднуем этот день? Каждый день Христа на земле достоин нашей памяти, нашего празднования, но это невозможно по нашей немощи. А тут встреча Ветхого Завета с Новым. Сейчас они все принадлежат еще Ветхому - и Богородица, и Симеон, и Иосиф. Но Христос уже явился. И из Ветхого уже прорастает Новый Завет, он все ширится, он людей изменяет, он их переквашивает своим духом. Происходит встреча двух Заветов, двух Законов – предуготовительного и совершенного. Победившие в себе грех Адам и Ева вышли встречать маленького Христа и Богородицу – этих чуждых греха, нового Адама и новую Еву. Вся праведность, вся возможная святость Ветхого Завета свидетельствует о большем себя. Она пророчествует, она благовествует, она благословляет и предрекает путь пререкания, путь разделения и скорби, по которому надлежит идти всем «новозаветным людям». Всем принявшим на руки сердца «безвозрастное мужеское», как воспевает Церковь, – естество Богомладенца. Всем разделившим с Ним путь на Голгофу, путь к славе Воскресения.
Православное богословие таково, что кроме внешнего, чисто исторического уровня, в нем есть еще несколько. В иконографии многих Господских праздников есть еще одна тайна, которую невозможно прочесть, не осмысляя тайны Святой Троицы. Во многих изображениях там, где присутствует Христос, символически присутствуют и два других Лица Троицы. Сын нам предстает в Своем облике, поскольку Он вочеловечился, с тех пор видим и изобразим. Но Отец и Святой Дух предстают в виде других персонажей, не явно. Так, в явлении Троицы Аврааму, по толкованию Иоанна Златоуста, явился Христос и два ангела, которые после отправились в Содом к Лоту. В Сретении Отец представлен рождающей Марией и воспитующим мнимым отцом Иосифом. Они изображены слева от нас, и приносят, отдают своего Сына. А с правой от нас стороны, как и на изображениях Троицы, символически в фигурах Симеона и Анны изображен Дух Святой, поскольку эти два праведника – носители святости.
Интересна и символика цифр, столь важная в Священном Писании. Тут везде прочитывается цифра два. Иосиф с Девой-Марией составляют пару, Симеон со старицей Анной – пару, горлиц тоже пара, две жертвы приносятся, два Завета встречаются между собой, начало пути Христа и конец праведного Симеона. Слава и свет, падение и возстание. Кажется, что только Младенец один, но уникальность Его, и следовательно, всего того, что вокруг совершается, в том, что в Нем два естества – Божественное и человеческое. Предвечно рождающееся Слово Небесного Отца и сорок дней назад родившийся от Девы Младенец Иисус.
– Вы писали икону Сретения сами?
– В моей жизни этого еще не случилось. В последнее время я много думаю о том, что праздники Церкви – это не просто даты-воспоминания. Если человек почитает их, приникает к их событиям и смыслам своим неравнодушным сердцем, Господь подает ему Свою преображающую энергию, которую мы называем «благодать». А иногда смыслы праздника явственно вторгаются в его жизнь. Причем это может проявиться и гораздо раньше, ведь Господь вне времени, Он сам Господин времен и сроков. Так, Сретение неожиданно проявило себя в наши дни. На этот праздник в 1989 году были выведены из Афганистана наши войска. Многие из тех, кто прошел через эти события, позднее придут в храм и прочувствуют этот праздник и слова его тропаря как свое личное чудо.
В службе Сретения есть слова, говорящие, что это не Симеон держит на своих руках Господа, а Он держит Симеона. Действительно, на ладонях Своей любви Господь держит каждого из нас. И скорби, и радости, и «оружие, проходящее душу», – все это лишь созидает нас, вылепливает из во многом бесформенной, сырой массы наши души для вечности. И для кого-то тут нужна война, для кого-то нужны кажущиеся непереносимыми страдания. Все для взросления души, для того, чтобы глупый, но любимый Богом Адам стал Симеоном, стал мудрецом и праведником, встретившимся в своем сердце с Богом.
Беседовала Оксана Головко.
Источник
https://pravoslavie.ru/151023.html#ИконыИИконопись
Нет комментариев