Так ли нужен "джип" для путешествий или как начать путешествовать на том, что есть...
Самую частую отговорку, которую я слышал за всю историю путешествий от других людей, что они тоже однажды отправятся в интересную поездку, вот только подкопят на новый Ленд Круизер или на грязевые шины с лебедкой, в крайнем случае. Друзья, это либо ваша отговорка, чтобы не признаваться в собственной лени, либо большая ошибка, забирающая много времени вашей бесценной жизни. А могли бы…
Что же, попробую вселить в вас немного надежды и веры в себя и в этой статье рассказать: зачем вообще нужен внедорожник для путешествий; что важно в путешествии на автомобиле; как начать путешествовать на том, что у вас есть; как подготовить автомобиль к поездке и просто расскажу пару историй, которые вдохновят вас на поиски приключений.
Зачем нужен внедорожник в путешествии
Я вас удивлю! За многие тысячи километров путешествий по миру, даже в самых удаленных его местах, процентов 80 я проводил на дорогах общего пользования или грунтовках, по которым спокойно проехал бы тот самый комментатор, который обычно пишет: "я там на Девятке проехал бы".
Лишь 15-20 процентов дорог были действительно пригодны только для полноценного внедорожника или даже вездехода, но обычно в такие места мы ехали специально, соответственно готовились и знали, что так будет. Редко оказывались в них случайно или по собственной глупости.
Внедорожник, а тем более подготовленный внедорожник потребуется вам только в двух случаях: когда вы планируете с завидной периодичностью залезать на бездорожье в поисках чего-то инопланетного или если стоит задача обеспечить перевозку таким автомобилем тяжелого прицепа или какой-то специальной экипировки, или лодки с мотором в багажнике к реке по размытой грунтовки, или организовать в салоне спальное место для любых климатических условий. То есть, если стоят специальные цели. Для остальных случаев есть карта Visa внедорожник не будет панацеей.
Что важно в путешествии на автомобиле
Первое правило, которому учу друзей и спрашивающих совета, это основа основ любого путешествия: планирование маршрута исходя из условий вашего опыта, вашего автомобиля, ваших возможностей и вашего уровня сумасшествия.
Последнее не шутка — у меня есть друг, который путешествовал по заснеженным горам Грузии на Дэу Матиз со сквозными дырами, заполнив их монтажной пеной, чтобы не выдувало тепло. Более того, он объехал стоящих на закрытом из-за снегопада перевале путешественников на крутых автомобилях, надев цепи и проехав где-то воооон там по целине. Так что поверьте — уровень вашего сумасшествия может быть определяющим.
Первое: начинайте с малого, а не пытайтесь сразу вытащить себя за волосы вместе с конем из болота. То есть, не имея опыта не надо лезть на перевал куда-нибудь в Тушетию или пытаться самостоятельно доехать до Малошуйки летом со стороны Онеги (тут жестокая шутка). Начните с простых маршрутов, описанных другими путешественниками. Например, прокатиться вокруг Ладожского озера на автомобиле.
Куда отправиться в путешествие на автомобиле: Карелия. Вокруг Ладожского озера
Второе: изучите возможности вашего автомобиля и учитывайте их при планировании маршрута или выборе траектории движения. То есть, если вы едете на легковом автомобиле, то постарайтесь избегать лесных дорог, проселков между деревнями или удаленных дорог между областями — как правило они ужасного качества, а иногда просто ужасны или отсутствуют вообще в классе дорог.
Многие современные легковушки имеют достаточный дорожный просвет, а развесовка, передний привод и электроника позволяют им выехать из тех мест, где казалось бы легковушкам вообще делать нечего. Поэтому не стоит сразу списывать их на нет. Например, мне однажды задали вопрос, можно ли сгонять в Териберку на легковом автомобиле зимой, я ответил, что нужно и если погода позволит, то будет все легко и круто, а если нет, то и внедорожник не спасет.
Третье: ориентируйтесь и принимайте решение на месте - это лучше, чем бояться дома на диване. Часто, отправляясь в неизвестное место и ища какие-то потаенные тропки, оказываешься перед выбором: ехать вперед, рискуя застрять или поломать автомобиль или отказаться от своих амбиций и развернуться. Как вариант, иногда можно дойти пешком или попробовать поискать объезд, но это лучше, чем остаться один на один с поломанным автомобилем вдали от цивилизации.
Оценивайте трезво то, куда хотите выкрутить руль. Пройдите вперед пешком и изучите дорожку, спросите у местных жителей проезд, откажитесь от идеи, если есть твердые сомнения в успехе авантюры. Рискуйте только в том случае, когда уверены, что в нужный момент будет помощь, тягач и врач (тьфу*3раза).
Так, например, однажды я попал в сильнейший снежный шторм в Альпах. Соседи по дороге сначала надели цепи, а потом и вовсе ушли с дороги и остановились где-то на постой. Мне же надо было доехать еще сорок километров без цепей в багажнике, но на зимних шинах и с полным приводом. Я не был уверен, что доеду, но был уверен, что это не дикие места и когда-то до меня все равно доедут дорожные машины.
Скажу честно, когда оставалось километров десять до цели, снега было уже очень много, автомобиль буксовал, ехать становилось невозможно. Был момент опускания рук и почти принятого решения остановиться и ждать ту самую дорожную технику и… что вы думаете, прямо передо мной из-за поворота выехал снегоуборщик и поехал как раз в ту сторону, куда мне было нужно, весело откидывая глубокий снег с перевала. Вечер и настроение были спасены. Рисковал? Да, но оправдано.
Скажу даже больше, что хороший внедорожник не панацея, если нет опыта внедорожных вылазок и нет оценки собственных возможностей. Однажды в пустынных песках мы встретились с путешественником из Приднестровья. Несмотря на довольно большой опыт путешествий в принципе, и на хороший автомобиль, всего этого не хватило для того, чтобы уверенно ездить по пустыне.
Пришлось периодически дергать его из песчаных засад. Опять же, только потому, что у меня опыт езды по пескам был к тому времени большой: за спиной были ралли-рейды по пустыне Гоби в Китае и много чего еще. Если бы не это, то сидели бы мы в песках оба и выли на Луну.
Как начать путешествовать на том, что у вас есть
Прежде всего возьмите свои страхи и примените к ним удушающий прием, но не убивайте, потому что страх иногда помогает не сделать ошибок и является основой выживания. Но не давайте ему распоясаться, потому что это будет не страх, а просто ваше незнание и отсутствие опыта.
Автотуризм — это не только покорение бескрайних песков или бездорожья. Автотуризм — это возможность свободы передвижения и изучения окружающего тебя мира.
Чтобы не быть голословным, а вы не обвинили меня в том, что сам езжу на подготовленных внедорожниках и рассказываю тут сказки, довольно часто у меня были желания путешествовать на чем-то простом и доступном. Например, я совершил увлекательное путешествие весной на самом дешевом тогда Датсун Он-До с передним приводом, но довольно большим дорожным просветом.
Это было увлекательное путешествие вдали от основных магистралей, через заброшенные поселки, по удаленным дорогам и проселкам, даже почти утонул в одной из "луж" на грейдерной дороге между областями, но получил не только удовольствие, но и бесценный опыт.
По сути проехал мало: Москва-Старица-Тверь-Весьегонск-Устюжна-Череповец-Вологда-Москва, но сделал это без выезда на основные дороги, стараясь ехать только проселками и второстепенными местными дорогами. Это оказалось очень интересно в плане фотографии и знакомства с жизнью людей, которые на таких вот авто там ездят каждый день при том, что местами мне приходилось сложновато ехать вообще.
В другой раз я проехал по нескольким интересным местам Италии на переднеприводном недокроссовере. Ехал просто покататься, но не смог устоять от желания свернуть с асфальта. Так покатался по грунтовкам, а потом "случайно" оказался на перевале, снова попал в сильнейший снегопад, но не мог отказаться от желания увидеть заброшенный город высоко в горах.
Экстремальным подъем в перевал не был, но учитывая автомобиль без полного привода и неиспользуемую вообще дорогу, выглядело это полной авантюрой. Приходилось выходить, проверять качество дороги впереди и отсутствие ям и промоин, но в итоге добрался до цели и был очень рад.
В сам город пришлось идти пешком, но без автомобиля пешком было бы дойти с самого низа нереально от слова вообще. К тому же, заехали мы намного выше этого самого города, а значит пришлось спускаться к нему, а подниматься потом уже по пройденной тропе. Так что считаем это легкой прогулкой по заброшкам.
Но оно того стоило, поверьте мне!
Как подготовить автомобиль к путешествию
Подробно этой темы я коснусь в одной из следующих статей, где расскажу о подготовке автомобиля, о выборе шин и экипировки, но в рамках этой публикации расскажу пару основных моментов:
Автомобиль перед путешествием должен быть обслужен и абсолютно исправен технически. Если есть какие-то сомнения, попросите в сервисе изучить их или изучите сами, если есть понимание и руки умеют держать гаечный ключ. Так вы не испортите себе отдых поисками сервиса для ремонта или замены масла, потому что вышел срок ТО, и не потратите драгоценное время общения с друзьями и семьей.
Проверьте состояние шин, наличие в багажнике домкрата, баллонного ключа, исправной запаски, автомобильного компрессора, огнетушителя, аптечки, надежного буксирного троса (как минимум) и хорошей динамической стропы (как оптимально).
Возьмите с собой второй комплект ключей и отдайте его жене или другу на тот случай, если вы потеряете свой комплект или вдруг его украдут, или просто он поломается, как те шарики, которые русскому дали в тюрьме, один из которых он потерял, а второй сломал (бородатый анекдот).
Дальше вопросы уже сложнее: диагностический модуль для считывания и сброса ошибок, ремкомплект для шин и т.п. Это уже более замороченный подход к подготовке и о нем подробно в следующих публикациях канала.
Существуют ли непригодные для путешествий автомобили?!
Помните про слова о выборе маршрута и формата путешествий? Не надо пытаться поехать на Оке вчетвером и попробовать вчетвером спать в ней. Остальные вопросы решаемы и нет непригодных для путешествий авто.
Хотя… Парочку транспортных средств, абсолютно непригодных для путешествий я все же придумать могу. Например…
Еще один вариант не слишком пригодного автомобиля для путешествий. Точнее, мне не хотелось бы, чтобы кто-то из вас на нем путешествовал…
Хотя, такой форм-фактор отлично подойдет для постройки кемпера, но есть нюанс — двери в "жилой модуль" открываются только снаружи, да и ощущения от ночевки в таком "воронке" будут не самые приятные, даже если внутри будет мягкий диван и печка-буржуйка с накрытым столиком.
В общем, как вы поняли, я шучу… Если вы можете ехать на чем-то и везти нужные вам в путешествии вещи, то это уже ответ на вопрос. Если же вы продолжаете искать причины и отговорки, то вы плохо придушили свой страх или просто ищете повод и дальше мечтать об автопутешествиях, сидя на мягком диване перед телевизором. Это тоже неплохо, но мне кажется, что слишком скучно так проводить свою жизнь.
Поэтому, друзья, поднимаем пятые точки, берем таблетки, тонометры и прочие нужные нам в путешествиях вещи, без которых будем чувствовать себя неуютно, садимся в свои самодвижущиеся повозки и отправляемся изучать окрестности, соседние области, а то и всю страну.
Кстати, хотите историю про здоровье?
У меня часто болит голова и врачи за много лет так и не смогли найти причину болей, поэтому у меня везде и во всех рюкзаках с собой таблетки. Уехав путешествовать на автомобиле на полгода я однажды осознал, что за полгода всего пару раз прибегал к помощи таблеток, а остальное время как-то обходился без них.
Может автотуризм — это рецепт не только счастья, но и здоровья? Но уж рецепт хорошего настроения наших друзей и близких — это абсолютно точно и проверено на личном опыте.
Задавайте вопросы, спрашивайте совета или просто пишите рассказы о своем первом автопутешествии в комментариях. Думаю, что вы уже подписались на мой канал
http://ok.ru/traveldiary
и не пропустите новые полезные статьи и рассказы из путешествий, но если нажмете ОК или поделитесь постом с друзьями, то гарантирую вам тыщу балов в карму будущих путешествий.
RЯБИНИН l ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
Меня зовут Михаил Рябинин.
Я фотограф, журналист, блогер, эксперт по самостоятельным путешествиям и автомобильному туризму.
Путешествовать на автомобилях начал в 1999 году по России, а в 2003 году первый раз проехал на авто по городам Европы.
Побывал в разных местах от Крайнего Севера России и Норвегии до Южной Африки. От Кореи до Португалии. Много путешествовал по Америке. Жил в дорогих отелях и даже ночевал в подъезде. Зато теперь есть о чем рассказать внукам!
На этом канале постараюсь показывать вам жизнь в путешествиях и красоты России и мира такими, какими их увидел я, а еще делиться полезным опытом и просто показывать красивые фото и видео.
Для особо одаренных слово "Джип" взято в кавычки. Это, сударь, обозначает, что речь идет не о семидырочном, а о том, что мы по необразованности своей жыпами кличем.
Для деревянных по пояс: Все легковые авто, взяв в кавычки, будем отныне звать "волгами" или "запорами", а пикапы, ну, как Вы хотите, "фордами", да, мила моя?
Где в России можно побывать в настоящей пустыне и почувствовать себя кочевником
Путешествие по пустыне — необычное времяпровождение для тех, кто привык отдыхать в лесах или на курортах, но если вы решили разнообразить свой отдых, то это отличная идея для путешествия.
Я расскажу вам, где на Юге России можно побывать в настоящих песках, как туда добраться на автомобиле и о чем позаботиться заранее, уезжая отдыхать в пустыню.
Путешествие по городу Черняховск Калининградской области.
Черняховск (Инстербург ист.) не особо известен тем, кто знает Калининградскую область только как курортный регион России. Однако это интересный старый город, с множеством сохранившейся исторической архитектуры и просто приятное место для одно-двухдневного путешествия.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Бонус. Радиальный выезд до Ороктойского моста.
Завершаю большую серию большого путеводителя по Горному Алтаю радиальным выездом к Ороктойскому мосту. Для путешественников, приехавших на Алтай, это место может быть маршрутом первого дня или стать прощанием с Алтаем при возвращении назад. Ороктойский мост можно вообще пропустить, но потом точно будете считать это ошибкой. В этой публикации я расскажу вам как добраться до Ороктойского моста, есть ли жизнь за ним, а также отвечу на главные вопросы, которые мне задавали по путешествиям на автомобиле на Алтай.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 4. Путешествие в Джазатор и степь Самаха (бонус)
Как и обещал, бонусный рассказ про еще одно красивое место
Если предыдущих маршрутов вам оказалось мало и вы решили изучить Алтай ОТ и ДО, тогда у меня для вас сюрприз. Заправляйте полный бак топлива. Мы отправляемся в степь Самаху и удаленный поселок Беляши, он же Дзазатор — самый дальний уголок Горного Алтая. Сегодня в нашей программе дорога на перевал Теплый Ключ, село Джазатор и красивейшая степь Самаха в самом удаленном уголке Горного Алтая. А я расскажу как туда доехать и на что обратить особенное внимание.
Здорово покатались по меловым горам и пескам с коллегами по диагнозу. Выгулял свой Патриот "Синьон Мандарин", покормил комаров и всячески получил удовольствие.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 3. ретранслятор, Степь Курай и Бугузунский источник
В отличие от недавно опубликованного путеводителя по Грузии, про Алтай ограничиться тремя частями не получится, потому что у меня для вас есть еще два бонуса, достойные отдельных повествований. Но в этой части мы попытаемся подняться на Акташский ретранслятор, заедем в степь Курай и на дорогу заброски на ледник Актру, а закончим этап путешествия Бугузунским лечебным источником.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 2. Красные ворота. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана
Побывать на Алтае и не увидеть долины реки Чулышман - преступление! Да и друзьям рассказать, как вы прошли перевал Кату-Ярык и оказались на "Земле Санникова" будет очень интересно. Отправляемся во вторую часть нашего путешествия по Алтаю в виде авторского путеводителя от Михаила Рябинина. В этой части я расскажу вам в подробностях о маршруте, без которого Алтай не был бы Алтаем. Мы проедем через Красные ворота, пройдем перевал Кату-Ярык, спустимся в Долину Чулышмана и доедем до Телецкого озера. Вперед!
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть I. Манжерок. Перевал Чике-Таман. Инегень. Акташ.
Одно из лучших мест России для автомобильного путешествия.
Если вы мечтали прокатиться на автомобиле по Горному Алтаю, настало время это сделать, потому что отложенное путешествие, это возможность никогда не исполнить свою мечту. Собирайтесь и вперед, а я расскажу вам про интересные места, как в них попасть, на чем лучше поехать, как на Алтае арендовать автомобиль, что обязательно стоит посмотреть и другие подробности путешествия по удивительным красотам Горного Алтая, собранные в нескольких частях этого путеводителя автотуриста от Михаила Рябинина.
Много лет минеральные источники выносили из-под земли эту красоту, которая со временем превратилась в настоящие природные изваяния. Туристы, посещающие Памуккале не знают, что если обойти горы с другой стороны, можно найти множество интересных мест, куда не привозят автобусы, потому что они бесплатные. Покажу вам, что я там нашел...
Такой формат путешествий вы могли еще не видеть. Семь человек в одном грузовом автомобиле, переделанном в кемпер. И все это на фоне прекрасной природы Осетии.
Путешествие одним днем в Черняховск (Калининградская область)
Если вы оказались в Калининградской области и хотите посмотреть что-то отличающееся от курортных Янтарного, Светлогорска и Зеленоградска, то рекомендую отправиться в маленькое путешествие в Черняховск, а я вам расскажу и покажу, как туда можно добраться, что можно увидеть за один день, и почему Черняховск стоит того, чтобы там побывать. Погнали!
Грузия. Пещеры Навенахеви, Местия, Батуми и Чиатура - город первой в СССР канатной дороги.
Закончу триптих путеводителя по Грузии замечательным маршрутом в западную часть страны, доступную для любого автомобиля, в отличие от предыдущих двух глав с перевалами Медвежий Крест и Абано. В этой статье я подготовлю для вас план "полурадиального" выезда в одни из обязательных к посещению мест в Грузии, если вы хотите изучить эту страну в автопутешествии. Расскажу о малоизвестных туристам пещеры Навенахеви, особенности маршрута в общеизвестную Местию, покажу город-курорт Батуми и отправимся в очень интересное место — город Чиатура, известный первой в СССР канатной дорогой, которая испугала моего дру
Комментарии 11
Все легковые авто, взяв в кавычки, будем отныне звать "волгами" или "запорами", а пикапы, ну, как Вы хотите, "фордами", да, мила моя?