Народный календарь, основанный на устной культуре земледельца, переделал определение преподобного Иосифа: из песнописца церковных святцев он стал песнопевцем.
Видимо, не случайно именно ко дню Иосифа песнопевца в русском месяцеслове приурочено пробуждение сверчка от долгого зимнего сна:
- На Иосифа песнопевца сверчки просыпаются.
В некоторых местах с появлением сверчков связывают начало пахоты.
- Если сверчок кричит - время пахать под рожь (воронеж.).
- Медведки закричали - сей пшаницу! (смолен.)
В связи с последней приговоркой надо сказать, что сверчками у русских, согласно В.И. Далю, назывались собственно сверчки (запечные), кузнечики (полевые и лесные), насекомое медведка (земляной сверчок).
Отмечалось также, что с этого дня не только начинает звучать голосок сверчка, но и впервые подает голос журавль.
Костромичи (главным образом женщины), чтобы спина не болела во время полевых работ, придерживались такого обычая: "Увидя первый раз весною пролетающих журавлей, нужно лечь на траву и семь раз перекувырнуться через голову, или повернуться с боку на бок, приговаривая:
Журавель, журавель,
У тя шея колом,
У меня спина колесом,
А не крюком.
Спина во время полевых работ будет "пружинная""
Дети при виде летящих в родные края журавлей приветствовали птиц, выкрикивали, вторя их голосам:
Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли. икли, икли -
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома.
Картина: Журавли летят
Русский художник Степанов Алексей Степанович (1858-1923)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев