Вальпургиева ночь — ночь с 30 апреля на 1 мая, языческий, христианский праздник, который отмечается в странах Центральной и Северной Европы.
Своими корнями традиция празднования Вальпургиевой ночи уходит к языческим временам, когда таким образом праздновался приход весны. В христианской традиции это день святой Вальпурги, сестры святого Виллибальда, английской проповедницы христианства в франкских краях. Несмотря на то, что раннее христианство часто христианизировало языческие традиции, оба праздника слились в одно. В традиции нордических мифов Вальпургиева ночь символизирует время, когда Один умер, чтобы понять значение рун.
Считается, что в эту ночь слабеет граница между мирами мертвых и живых. Люди разжигают костры, чтобы отогнать мертвых и неприкаянных духов, по поверью блуждают в эти времена посреди живых. На рассвете наступает праздник Первомая.
История
Согласно традиции Друидов, в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Бельтан, праздник Солнца, которым начинается светлое время года, а природа получает от светила и дарит человеку особенно много энергии. Бог Солнца в этот момент становится особенно сильным и оплодотворяет богиню Земли. Кельты отмечали Бельтан в сакральных центрах страны.
Во время празднования Бельтейна древние кельты собирались на возвышенных местностях (то есть в горах), там жгли огни, танцевали, и вступали в ритуальные половые отношения друг с другом (ритуальные половые отношения между мужчинами и женщинами в этот праздник, по верованиям язычников, должны были обеспечить плодородие земли).
Название Вальпургиевой ночи произошло от совпадения с празднованием 1 мая памяти святой Вальпурги (Вальбурги), сестры святого Виллибальда, канонизированного в 778 году.
Так как 1 мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обычаев в пользу христианства, несмотря на строгий запрет (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1 мая.
Это способствовало распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
Традиции празднования в разных странах
Празднование с факелами в Гейдельберге, Германия.
В ночь с 30 апреля на 1 мая по всей Центральной и Северной Европе зажигаются огромные костры, чтобы отогнать ведьм, которые слетаются в эту ночь на шабаш. Программа праздника не менялась уже более 100 лет: старинные игры, выступления студенческих хоров и традиционные костры. Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и зажигать петарды, так как считается, что лучшее средство от духов — шум.
В Германии считается, что ежегодно в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Гарц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
В Скандинавии жгут костры, чтобы призвать весну, отпугнуть духов и избавиться от мусора, что накопилось за зиму, а также едят гравлакс — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.
В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.
В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки.
Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с колдунами.
Легенды и предания
Согласно легенде, именно в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы, дождавшись определенного часа, натирают тело волшебной мазью и, произнеся заклинание, вскакивают верхом на метлу, которая в мгновение ока донесет их до места шабаша.
Ведьмы, хихикая, рассказывают друг другу о свои черные дела, которые они сумели сделать в течение года, и сговариваются о новых безобразиях. Тем, кто особо отличился, сатана, что возглавляет праздничное застолье, дает отхлебнуть хмельного зелья из конского черепа, тех же, кто ему не угодил, стегает плетью. Вскоре начинается сумасшедший танец, и на следующий день на месте «танцплощадки» можно разглядеть следы коровьих и козьих копыт.
Музыканты играют на лошадиных черепах вместо скрипок, смычки же им заменяют кошачьи хвосты. Наконец, сжигают черного козла, черного быка и черную корову, а потом в кромешной темноте прибегают к телесным утехам. После этого праздник закончен. Уставшие, но довольные, ведьмы вновь садятся на метлы и отправляются по домам, где им предстоит старательно выполнять роль добропорядочных (или не очень) жен, с нетерпением ожидая очередной Вальпургиевой ночи, которая состоится ровно через год.
#ведьмы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 38
Здравствуйте!
В первый день мая, который в Древней Руси называли Травенем, славяне-язычники издавна отмечали Живин день. В первый день последнего месяца весны еще после полуночи начинали подготовку к празднику. Слово «Жива» является сокращенной формой имени божества Живена, которое переводится как «дающая жизнь». Таким образом, население Древней Руси почитало богиню весны, плодородия и жизни. Именно она была ответственна за урожай. Богиня являлась дочерью Дажьбога и Лады, к ней обращались как к божеству весны. Она даровала народу Жизненную Силу Рода, которая наделяла жизнью все сущее.
Принято было отмечать Живу в первые дни мая, когда из земли показывались первые всходы растений. Зачастую мероприятия в честь праздника проводились рядом с засеянным полем. У наших предков существовал обычай задабривать богов, прося их о богатом урожае и рождении большого приплода у скота. В вечернее время у берегов водоемов разводились обрядовые костры, где проводили ритуал, чтимый еще древними арийцами. Так, следовало погрузиться в воду. В народе говорили, будто таким образом можно было очиститься от греха. Женщины, взяв в собой метлы, устраивали обрядовые пляски вокруг праздничного костра. Таким образом они проводили ритуал очищения пространства от нечистой силы. Своими действиями девушки прославляли богиню, которая отвечала за домашний очаг и оживление природы во время прихода зимы. Затем каждый из участников действия должен был прыгать через костер, чтобы очиститься от наваждений, накопленных за период зимы. Существовало много примет, связанных с Живиным днем. Так, че...ЕщёТрадиции дня
Принято было отмечать Живу в первые дни мая, когда из земли показывались первые всходы растений. Зачастую мероприятия в честь праздника проводились рядом с засеянным полем. У наших предков существовал обычай задабривать богов, прося их о богатом урожае и рождении большого приплода у скота. В вечернее время у берегов водоемов разводились обрядовые костры, где проводили ритуал, чтимый еще древними арийцами. Так, следовало погрузиться в воду. В народе говорили, будто таким образом можно было очиститься от греха. Женщины, взяв в собой метлы, устраивали обрядовые пляски вокруг праздничного костра. Таким образом они проводили ритуал очищения пространства от нечистой силы. Своими действиями девушки прославляли богиню, которая отвечала за домашний очаг и оживление природы во время прихода зимы. Затем каждый из участников действия должен был прыгать через костер, чтобы очиститься от наваждений, накопленных за период зимы. Существовало много примет, связанных с Живиным днем. Так, чем выше приходилось прыгнуть через костер, тем дальше оказывалась смерть человека. Вокруг огня водили хороводы и устраивали игрища.
В честь праздника устраивали ритуалы, чтобы получить любовь, силу или материальное благополучие. В народе говорили, что любой сон, который приходил в эту ночь, имел шансы стать вещим. Своеобразные театрализованные постановки устраивали для жителей населенных пунктов. Существовал традиционный сценарий, в котором актеры путешествовали в мир Нави, после чего вновь возвращались в Явь. Когда наступало утро следующего дня, всем разрешалось питаться печеньем, которое пеклось в форме жаворонков. Если в хозяйстве водились птицы, в этот день их принято было отпускать на свободу. Когда в Древнюю Русь пришло христианство, праздник Живы начал совпадать по календарю с днем памяти Параскевы. Но стоит отметить, что православная святая по многим функциям напоминала богиню Макошь, отвечавшую за судьбу.
А уже далее после появления Советского Союза 1 Мая начали отмечать праздник Мир, Труд, Май.
Всем Добра, Мира и Труда! До новых Встреч!