Считалось, что песня "Лили Марлен", написанная перед Второй мировой войной, являлась чуть ли не вторым гимном нацистской Германии. На самом деле это не так.
Кадр из фильма «Лили Марлен». Актриса Ханна Шигулла. Германия.
Впервые эту песню массово услышали солдаты армии, воевавшие в Северной Африке от радиостанции «Радио «Белград», расположенной на территории оккупированной Югославии.
Легкая, слегка грустная, напоминающая о доме и любимой девушке песня, сразу понравилась солдатам, распространяясь как пожар по казармам, госпиталям, окопам и бункерам. И вот уже скоро она стала самой популярной песней в африканском корпусе фельдмаршала Э. Роммеля.
Сербохорватская версия популярной немецкой песни о любви. В этой песне упоминается братство и единство между сербами и хорватами.
Но история песни началась гораздо раньше, в 1915 году, в берлинской казарме, где среди новобранцев ожидал отправки на Восточный фронт некто Ганс Ляйп (Hans Leip). Казарменную скуку оживляли лишь периодические увольнения из части, когда можно было бы встречаться с девушками.
Ганс Ляйп. Фото
Слова «Лили Марлен» трактуются по-разному. По одной версии это имена двух разных девушек, с которыми, якобы, встречался автор стихов Хайнц Ляйп.
По другой - стихи обращены к Лили Фрейд, племяннице знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда. О знакомстве с Лили Фрейд рассказывал сам Ганс Ляйп. Какое-то время они жили вместе, но вскоре Лили покинула Ганса и вышла замуж за актера Арнльда Марле. Она стала Лили Марле, а в стихах Лили превратилась в Марлен.
На самом деле имя «Лили Марлен» принадлежит одной девушке. Просто первая часть имени - слово «Лили» используется здесь как жаргонное и означает в данном контексте: «маленькая», «малышка», «крошка» и т.д.
Стихотворение было напечатано только через двадцать лет в 1937 году под названием «Песня молодого часового» в сборнике его стихов, когда Ляйп уже давно вернулся с фронта и стал журналистом, а потом профессиональным литератором.
Хайнц Ляйп.
Он публиковал стихи, рассказы и даже романы, но крупным писателем так и не стал. Он остался в истории как автор одного единственного стихотворения. В том же 1937 году оно попалось на глаза молодой певице гамбургского кабаре Лале Андерсен (Эулалия Бунненберг). Она тогда была одной из лучших в Германии исполнительниц «морских песен». Лале быстро поняла, что из стихов можно сделать песню.
Лале Андерсен. Певица.
Затем Норберт Шульце, известный оперный дирижёр, сочинявший музыку к кинофильмам, написал мелодию на стихи, которую мы теперь знаем. И песня зазвучала.
Композитор Норберт Шульце
Н. Шульце и Л. Андерсен. Работа над песней.
Однажды ее услышал министр пропаганды третьего рейха Йозеф Геббельс. Песня ему категорически не понравилась! Конец этой песни он посчитал чересчур пессимистичным и запретил транслировать ее в войсках, обосновывая это тем, что немецкому солдату не нужно столько сентиментальности на войне.
На этом история песни могла бы так и закончиться, если бы не вмешательство, а точнее, просьба Э. Роммеля к Геббельсу, в которой он лично просил разрешить ее трансляцию. Геббельс не смог отказать знаменитому фельдмаршалу. Так песня была спасена от забвения.
Поет Лале Андерсен.
С тех пор "Радио «Белград»" ежедневно в 21-55 вместо сигнала отбоя транслировало солдатам нескольких армий песню «Лили Марлен».
Популярность ее все возрастала и через некоторое время она стала звучать уже по обе стороны фронта.
Кадр из фильма "Лили Марлен"
Мифическая Лили Марлен стала для миллионов солдат, и не только немецких, символом любимой, дожидающейся своего мужчину. Её пели англичане и французы, появились десятки переводов и версий (вплоть до отдельных вариантов у разных полков и дивизий). Мировую славу песня обрела в исполнении Марлен Дитрих.
Ганс Ляйп и Марлен Дитрих. Фото.
Как-то раз Владимир Черномордик – в последующем ставший близким другом поэта Иосифа Бродского - напел ему мелодию “Лили Марлен”. Эту песню он много раз слышал в Германии, где оказался после войны. Мелодия очень понравилась Бродскому, и он с помощью Черномордика написал свой текст. Свой вариант “Лили Марлен” поэт очень любил петь на вечеринках сам.
Возле казармы, в свете фонаря, кружатся попарно листья сентября. Ах, как давно у этих стен я сам стоял, стоял и ждал тебя, Лили Марлен, тебя, Лили Марлен. Если в окопах от страха не умру, если мне снайпер не сделает дыру, если я сам не сдамся в плен, то будем вновь крутить любовь с тобой, Лили Марлен, Кончатся снаряды, кончится война, возле ограды, в сумерках одна, будешь ты стоять у этих стен, во мгле стоять, стоять и ждать меня, Лили Марлен, меня, Лили Марлен. (Текст И. Бродского)
Отрывок из фильма Сергея Хржановского "Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину" о жизни Иосифа Александровича Бродского. В роли молодого Бродского актер Артем Смола.
Уже после войны в Германии был установлен памятник девушке под фонарём, ждущей своего любимого с фронта.
Фрагмент из фильма "Лили Марлен" режиссера Райнера Вернер Фасбиндера.
Жизнь создателей, исполнителей и других участников возникновения этой песни сложилась по-разному: После войны Лала Андерсен продолжала активно выступать, записала множество новых песен, снова пела “Лили Марлен”, и даже заняла с ней первое место на “Евровидении” в 1961 году. Лала Андерсен умерла в 1973 году в Вене.
Лале Андерсен.
Эрвин Роммель - один из выдающихся военачальников Второй мировой войны - застрелился 14 октября 1944 года, и был похоронен со всеми воинскими почестями в Берлине.
Что касается авторов стихов и музыки – они прожили долгую жизнь. Норберт Шульце не погиб на войне. В послевоенный период он продолжал писать музыку к фильмам и опереттам (“Дождь в Париже”). Скончался в 2002 году в возрасте 90 лет.
Автор стихов Ганс Ляйп после войны работал по профессии (журналист, поэт, писатель) и умер в возрасте 92 лет в Германии.
В 1981 году был снят фильм «Лили Марлен». Режиссер - Райнер Вернер Фасбиндер. "Певичка Вилли получает статус официальной звезды Третьего рейха, благодаря песне «Лили Марлен», ставшей окопным шлягером, — в то время как ее любовник Роберт переправляет евреев из нацистской Германии в Швейцарию".
Трудно сказать, что бы сделал из подобного сюжета другой режиссер, но он попал в руки Райнера Вернера Фасбиндера, одного из лидеров «нового немецкого кино».
Действительно, тривиальная и простая мелодия, тем не менее снискавшая такую популярность. Воспетые в песне человеческие чувства не могли оставить равнодушными и агрессоров, и защитников. В публикации приведены интересные факты из биографии Лалы Андерсен, а также фильм, рассказывающий о военном периоде жизни знаменитой певицы. Спасибо!
Именно! Мелодия простая, но запоминающаяся. Ничего особенного. Я в первый раз услышала эту мелодию очень давно. Она звучала в каком-то военном фильме. А позже попалась история этой песни. И опять же - ничего уж такого, просто "счастливый случай"!. Но то, что ее пели на всех фронтах, кроме, конечно, восточного, это факт, который говорит о ее востребованности в то время. Спасибо, Гульнази, за отзыв.
АРТ - это искусство. Это понятие очень широко: от нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок... Часто перед человеком, заинтересовавшимся искусством, встает вопрос: как разобраться в его многочисленных стилях и направлениях. К тому же в "Одноклассниках" и других популярных соцсетях довольно много групп и страниц, посвященных искусству вообще либо отдельным его видам. Мы, в рамках предложенной концепции, предлагаем рассмотреть самые разнообразные и яркие художественные эпохи
460 лет назад родился поэт и драматург УИЛЬЯМ ШЕКСПИР,
который считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Шекспир воспроизводил на сцене сложные отношения власти и морали, чести и предательства, поднимая вопросы, актуальные для его современников. Шекспир - один из немногих писателей, который стал авторитетом и гением для многих поколений. О роли Гамлета, созданной еще в XVI веке, мечтают все актеры. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Гамлет" 200
Продолжение Развитие итальянской живописи проходит сложными путями: в XIII столетии она запаздывает в развитии по сравнению с архитектурой и скульптурой; в XIV же веке, напротив, их обгоняет. Задержка в сложении самобытной итальянской живописи была вызвана фактором, который не играл существенной роли ни в архитектуре, ни, особенно, в скульптуре XIII века (т.н. дученто), — а именно византийскими влияниями. Итальянская живопись XIII века находилась всецело в плену у византийской схемы, к которой примешивались отчасти еще не изжитые древнехристианские традиции, а с другой стороны — усиливающиеся влияния северной готики. С точки зрения техники мозаика преоблад
К 300-летию великого немецкого философа ИММАНУИЛА КАНТА
Родоначальник немецкой классической философии, который совершил величайший мировоззренческий переворот. Основатель «критической философии» («Критика чистого разума»,1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790). Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). Создал новую теорию познания и этики. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человече
190 лет назад родился русский живописец ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ,
один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Григорий Мясоедов принадлежал к старшему поколению мастеров идейного реализма. Он был человеком горячего сердца, нелицеприятным и прямым, а порой и резким в своих суждениях. И жизненный, и творческий путь его – это путь честного гражданственного служения. Традиционное представление о Мясоедове, как о художнике жанровой сцены, непременно с крестьянами, их бытом и заботами, сложилось задолго до советского периода с его прочной идейной подкладкой. Но еще раньше Мясоедову была отведена роль мастера
18 апреля исполняется 210 лет со дня рождения графа Евстафия Тышкевича
Белорусский археолог, историк, этнограф, краевед, музеевед; один из основателей белорусской научной археологии. Почетный член Петербургской академии наук, член Датского общества любителей северных древностей, Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института. Младший брат Константина Пиевича Тышкевича. Родился в Логойске 18 апреля 1814, умер 13 августа 1873.
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
13 апреля в России празднуют День мецената и благотворителя. Эта дата была выбрана неслучайно. В этот день родился римский аристократ Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э. - 8 г. н.э.), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Поэты того времени находили в нем покровителя: так, он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах. Серебряный век немыслим без меценатства. Правильные традиции и религиозное воспитание пр
260 лет назад родился русский дипломат, путешественник, предприниматель Николай Резанов,
который вместе со своим тестем Григорием Ивановичем Шелиховым стоял у истоков Российско-американской компании. Один из руководителей первого русского кругосветного плавания. Первый официальный посол России в Японии, составитель одного из первых русско-японских словарей. Бывает так, что весьма достойный, но изрядно забытый исторический персонаж вдруг обретает вторую жизнь на сцене театра, потому что по какой-то поразительной случайности о его малоизвестной истории где-то услышал драматург. Именно так произошло с датским принцем Гамлетом, именно так произошло и с русским путешественником, предпринимателем
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 2 К концу 1950-х гг. в фильмографии Брандо аристократы почти вытеснили плебеев. Злые языки говорили, что актер «изменил идеалам юности», «ушел в коммерцию», что у него развилась звездная болезнь и непомерная мания величия. Насчет последнего, пожалуй, верно: мания величия у него была, и нешуточная. Он ссорился со всеми: партнерами, режиссерами, продюсерами, не говоря уже о журналистах. Сидни Люмет вспоминал, что в ту пору у Брандо была привычка: начиная работать с новым режиссером, он делал два одинаковых дубля. В одном выкладывался «по полной», другой «гнал на технике». И смотрел, какой дубль выберет режиссер. Если тот выбира
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 1 Сложно сказать, была ли в истории кино более противоречивая и самобытная персона, чем Марлон Брандо. Его загадочную личность всегда окутывал флер небылиц и легенд. Он рвал и метал в ролях грубых смутьянов и темпераментных бунтарей, но в то же время умел обнажать их более ранимую сторону. Одним из первых взяв на вооружение актерский метод, Брандо устроил революцию в лицедейской профессии. Попутно он разбивал женские сердца направо и налево и приближал режиссеров к инфаркту своими самовольными выходками.
ХАНС ХОЛЛЯЙН: создатель постмодернизма и автор новой концепции архитектуры
К 90-летию крупнейшего архитектора венской школы, прославленного мастера современности
За годы своей творческой жизни Холляйн создал большое количество проектов, которые определили развитие архитектуры прошлого века. Он спроектировал лучшие концептуальные музеи Европы, множество выставочных и концертных залов, крупных универмагов и маленьких бутиков, офисных центров, жилых домов и городских площадей. А еще Ханс Холляйн — теоретик, философ, живописец, дизайнер интерьера, куратор знаменитых выставок и профессор архитектурных академий Европы и Америки. Воздействие идей и концепций Холляйна можно обнаружить в архитекту
В античном мире, как, впрочем, и в современном, ни одно торжество не обходилось без музыки, пения или танцев. Отлично воспринимая эти искусства по отдельности, эллины все же объединяли их в триединую хорею – явление, ставшее основой театральных представлений. Можно поспорить с древними авторами, утверждавшими, что все, не исключая музыки, человеку даровано богами. В действительности вовсе не боги, и даже не служители культа стали первыми сочинять мелодии, а сами люди. Сначала в музыке был задействован только голос, затем кто-то придумал музыкальный инструмент, позже к ним присоединилось кр
190 лет назад родился УИЛЬЯМ МОРРИС – английский художник, писатель и переводчик
Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что, если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «Искусства и ремёсла» и основатель собственной компании. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте. Будучи профессиональным искусствоведом, он также пробовал себя в качестве художника, проявил как активный общественный деятель, занимался переводами и издательством книг и одним из первых протаптывал тропы для интерьерного дизайна. Дизайне
К 150-летию американского художника-иллюстратора Джозефа Лейендекера,
работы которого сформировали американскую культуру XX века. Этот художник определил стилистический вектор в американской иллюстрации. Он стал самым востребованным и продуктивным художником США в первой половине XX века. Мир модной иллюстрации прочно ассоциируется с изысканными женскими образами. Однако в 1920-е годы самым высокооплачиваемым американским иллюстратором был Джозеф Кристиан Лейендекер. Он прославился созданием рекламных плакатов с изображением мужчин – и сформировал идеал мужской внешности, господствовавший в американской массовой культуре последующие десятилетия. Культовы
180 лет со дня рождения композитора, педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества.
«Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому век
К 140-летию русского писателя-фантаста АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА
Его перу принадлежат более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов. Он использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира»,1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», 1941 г., и др.). Все его творчество – попытка приоткрыть завесу времени и заглянуть в завтра. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном». Он так же мог п
480 лет назад родился итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо
Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Торквато Тассо для многих поколений людей останется символом непризнанного гения. Драме его жизни посвящали строки многие выдающиеся поэты. Иоганн Гёте, нашедший общие черты собственной судьбы с судьбой итальянца, написал драму «Торквато Тассо», где показал страдания поэта в обыденном мире. Его стихами вдохновлялись Пушкин и Баратынский. Байр
570 лет назад родился итальянский путешественник и мореплаватель АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ,
в честь которого были названа часть света, объединяющая два материка. Эпоха великих географических открытий нанесла на карту мира много имён славных путешественников и мореплавателей. При этом крупнейшая часть света, появившаяся в атласах в то время, получила имя не того, кто её открыл. Первым до Америки добрался Христофор Колумб, а назвали её в честь Америго Веспуччи. Почему же именно последний был удостоен такой чести? Отправившись в 1501-1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, Америго Веспуччи доказал, что данные территории являются не восточной окраиной Азии (как первоначально предполагал
О главных героях легендарного романа Александра Дюма «Три мушкетера» написано немало, в том числе и об их прототипах. Так, мы знаем, что реальный д'Артаньян, носивший имя Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, прожил не менее интересную и бурную жизнь, чем его книжный «тезка». Правда, служил он верой и правдой кардиналу Мазарини, а не его предшественнику Ришелье. И даже умудрился стать фаворитом и кардинала, и Людовика XIV. Сегодня мы поговорим о другом, не менее примечательном персонаже романа – миледи Винтер. Несмотря на весь колорит и «демонические» черты этой дамы, она вовсе не является плодом фантазии А. Дюма. И у нее тоже был про
Хотя Египет этого времени жил в энеолите, его сельское хозяйство, основанное на плодородии земли и начальной ирригации, позволяло достичь относительно быстрого экономического прогресса. Уже для Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Ко времени Раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила - ее плодородные земли стали использовать под пашни. Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. В Египте применялась простейшая «бассейновая» (накопительная) ирригация,
1 марта 1971 года состоялась премьера фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции»
В 1971 году итальянский режиссёр Лукино Висконти привез в Канны свою новую картину, экранизацию новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции». Фильм о страсти пожилого творца к юному мальчику с самого начала окружали скандалы. Американские продюсеры то вообще хотели свернуть проект, опасаясь, что картину в Штатах запретят, то уговаривали Висконти хотя бы заменить в сценарии мальчика на девочку. В Австрии ряд крупнейших композиторов того времени заявил Висконти протест, поскольку они считали, что его фильм порочит имя композитора Густава Малера, который ассоциировался с главн
Комментарии 5