- так назвала английская публика МАРИСА ЛИЕПУ после гастролей Большого театра в Лондоне. (Прим.: Лоуренс Оливье - британский артист театра и кино. Один из крупнейших актеров XX века, репертуар которого включал в себя как античную драму Уильяма Шекспира, так и современные американские пьесы).
27 июля 1936 года родился выдающийся танцовщик XX столетия
В искусстве есть особые, «звездные» личности, которые помимо выдающегося таланта наделены невероятным трудолюбием, творческой силой, обаянием и каким-то внутренним светом. Всем этим обладал Марис Лиепа. Его фантастическая карьера знала и головокружительный взлет, и всемирную славу, и падение, и неожиданно раннюю смерть.
Танцевать на одной из лучших сцен мира, в Большом театре в начале его творческого пути было мечтой. Она сбылась, но не сразу и не так быстро...
М. Лиепа - Хиггинс из балета "Галатея"
М. Лиепа - Красс из балета "Спартак"
Уже будучи артистом Большого театра в течение многих сезонов Лиепа исполнил все ведущие классические и современные партии в балетах «Корсар», «Лебединое озеро», «Баядерка»…, но знаковой ролью стала партия Красса в балете «Спартак». Это был, несомненно, взлет и пик в его карьере. Роль подчеркнула неожиданные оттенки в его творческой индивидуальности.
Фрагмент из балет "Спартак".
Из воспоминаний М. Лиепы:
«Красс, действительно, все перепутал. Счастье, что эта роль пришлась на пору моей творческой зрелости. Для создания образа мне понадобилась вся палитра красок предыдущих спектаклей: темперамент Ромео, походка Принца, мужество Ферхада... Для меня Красс не может существовать однозначно, лишь плакатно отрицательным. Чем сложнее и умнее Красс, тем величественнее и значимее в спектакле фигура Спартака, тем сложнее единоборство героев и ярче драматургическое развитие образов».
«Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух».
"Спартак" – это мужской спектакль.... Балет писался Хачатуряном для Кировского театра, где и был поставлен в 1956 году Леонидом Якобсоном. В Большом театре первую версию “Спартака” в 1958 году поставил Игорь Моисеев, и она имела громкий успех. Но эти спектакли больше походили на «сцены из римской жизни», поскольку в основном были построены на пантомиме.
И вот в 1968 году молодой хореограф Юрий Григорович предлагает свою версию, которая сильно отличается от предыдущих постановок.
Хореограф Юрий Григорович
Его «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы и представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета.
Три главных составляющих: режиссерский и драматургический дар, танцующие главные герои и великая труппа Большого театра – позволили Юрию Григоровичу создать сценический шедевр своего времени. Это был действительно шедевр. Вся Москва только и говорила об этом спектакле. Хореограф сумел отсечь второстепенное и обострить конфликт двух антагонистов - Спартака и Красса – заставил их ТАНЦЕВАТЬ!
«Текст балета» был создан на психику, тела и исключительно технические данные артистов.
Классический танец предстал во всем блеске и разнообразии, став основным средством выразительности. Он царил в монологах, дуэтах, массовых сценах — виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев (Спартак, Красс, Фригия и Эгина) балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику.
«Спартак» - это зрелище! Балет в точности передает атмосферу того времени: жестокую и романтичную, трагическую и чувственную, эпоху блистательного упадка Рима.
Владимир Васильев и Марис Лиепа получили свои главные роли в 28 и 32 года. Это были зрелые артисты на пике технического мастерства. В балете есть пословица – «когда приходит опыт, уходит прыжок», а тут все совпало – и опыт и техническая оснащенность! Лиепа был старше Васильева на 4 года и уже успел станцевать Спартака у Якобсона. Сначала оба репетировали Спартака, а роль Красса должен был исполнять танцовщик Левашов. Но в ходе репетиций определилось, что Спартака будет танцевать Васильев, а Красса – Лиепа.
Сочиняя очень точный «текст» для Красса, Григорович не навязывал артисту ничего «чужого», не «загонял» его в заранее отлитые формы, а всегда шел от индивидуальности танцовщика. Он искал трактовку Красса, исходя конкретно из данных Лиепы.
Вот что по этому поводу говорит балерина Екатерина Максимова: «Если бы Григорович работал над этим образом не с Лиепой, то, я уверена, решил бы образ иначе.
Когда Григорович начинал, у него был немного другой замысел. А Лиепа подтолкнул мысль балетмейстера в ином направлении. Тут, по-моему, заслуга балетмейстера в том, что он увидел индивидуальность актера и выявил ее, и счастье актера, что он имеет индивидуальность, которая дает толчок мысли».
Каким будет Красе в новом спектакле, сразу представить себе было невозможно. Лиепе интересно работалось с Григоровичем: мысль балетмейстера будила, зажигала творческое воображение танцовщика.
Например, бой второго акта между Крассом и Спартаком ставился без исполнителя заглавной партии, без массовки. Здесь Лиепа был Крассом, а Григорович — Спартаком! Григорович замечательно показывал все то, что сочинил, Лиепа «примерял» предложенный рисунок, варьировал, добавлял. Готовя роль, Лиепа долго изучал римские статуи, а дома у него появился найденный у антикваров мраморный горельеф гордого патриция, работы о Древнем Риме и другие материалы. Все эмоционально, все до предела продуманно. Даже стиль эпохи можно было увидеть, например, в посадке головы Лиепы-Красса.
Спектакль имел оглушительный успех, Лиепа – Красс так и остался неповторимым.
В жизни сам Лиепа во всем старался соответствовать статусу "ослепительной звезды". Ему очень шли длинные шубы и собольи шапки, через плечо висели баулы, сшитые на заказ из натуральной кожи великолепной выделки. Передвигался по столице артист исключительно на автомобилях дорогих иностранных марок.
А родился Марис Лиепа в 1936 году. Он рос слабеньким и болезненным ребенком. Постоянно преследовали простуды. Мальчик хотел плавать в бассейне или играть в футбол, но отец решил иначе и отдал его в специализированный балетный класс при хореографическом училище Риги.
Старое здание рижского хореографического училища.
Марис в детстве
Выбор отца не нравился Марису, и он часто пропускал уроки. Но тут вмешалась мама, которая убедила сына, что начатое дело нужно доводить до конца, доказывая свою состоятельность.
К тринадцати годам юный танцор уже не только принимал участие в детских спектаклях, но и танцевал в «Дон Кихоте», исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», блестяще играл шута в «Ромео и Джульетте» и половецкого мальчика в «Князе Игоре» на сцене Рижского театра.
Спустя три года Марис Лиепа получил приглашение продолжить обучение в Москве, которое он с радостью и благодарностью принял. Однако в столичном училище ему не предоставили стипендии, поэтому родители были вынуждены продать дачный домик, чтобы сын мог учиться в престижном столичном вузе. Учился он блестяще, и окончил училище с отличием. На выпускном экзамене Марис Лиепа исполнил главную партию в балете «Щелкунчик».
Однако в Москве его не оставили, и только спустя несколько месяцев после окончания училища он вернулся в Москву для участия в декаде латышского искусства и литературы. И тут вмешался «его величество случай». Молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая, и по ее рекомендации Мариса пригласили на гастроли в Будапешт в составе труппы ГАБТ.
С Майей Плисецкой.
Затем в жизни танцовщика появился Музыкальный театр, на сцене которого Лиепа стал поистине знаменитым. На его выступления люди покупали билеты, поджидали своего кумира у служебного входа, в надежде получить автограф. Но получив такую популярность, Марис не забывал о своей заветной мечте – Большом театре.
Мечта сбылась, и главный балетмейстер Михаил Лавровский пригласил его в труппу Большого. Очень скоро он уже был занят практически во всех самых известных и прославленных постановках. Его партнершами были самые известные балерины.
Личная жизнь танцовщика была насыщенной и бурной. Четыре брака. Свой первый брак заключил с легендой сцены Майей Плисецкой в 1956 году. На тот момент ему было 20 лет, а ей – 31 год. Но семейный союз продлился всего три месяца. Про этот брак оба не любили вспоминать.
Актриса Маргарита Жигунова стала второй женой Мариса Лиепы. Они познакомились с ней на съемках фильма «Илзе». Бурный роман закончился оформлением брака, в котором появились дети: Илзе и Андрис, ставшие известными в мире артистами балета.
С женой Маргаритой
С женой детьми Андрисом и Илзе.
Третьей женой стала балерина Нина Семизорова, роман с которой начался в одной из зарубежных поездок. По возвращении Марис уходит из семьи и женится на девушке младше его на 20 лет. Но и эта семья распалась в 1985 году.
С балериной Ниной Семизоровой.
Четвертой (гражданской) женой Лиепы стала Евгения Шульц, работавшая художником по костюмам. От этого союза родилась дочь Мария, но поскольку в те времена признание незаконнорожденного ребенка знаменитостью было равносильно краху карьеры, Лиепа долгие годы не афишировал существование младшей дочери.
Евгения Шульц с дочерью Марией Лиепа.
Кроме того в жизни танцовщика была еще Галина Брежнева, дочь Генсека. Марис был младше ее на 11 лет. Но Галина влюбилась в него. Яркая индивидуальность, прибалтийская сдержанность, почти сухость, покорили женщину. Она посещала все его спектакли, отправляла шикарные корзины цветов, делала ему царские подарки…
Галина Брежнева и Марис Лиепа
Пять лет Галина страдала по нему, а, он просто увлекся симпатичной женщиной. Кроме того, роман с дочерью Генсека придавал его имиджу особую пикантность, льстил тщеславию и служил отличной рекламой. И еще Лиепа не гнушался пользоваться ее положением и связями.
Услышав его жалобы на дефицит в советских магазинах Галина с открытой душой бежала в ГУМ и покупала подарки к празднику жене и детям. Это она помогла ему получить огромную квартиру в Брюсовом переулке, в доме, где проживали только звезды первой величины. Существует версия, что она лично хлопотала перед отцом, чтобы артистам Большого вручили Ленинскую премию за "Спартака".
Точку в их отношениях Марис поставил так же виртуозно, как и исполнял свои па на сцене. Естественно, обиженная женщина не могла это так оставить. Вскоре у Лиепы начались проблемы в Большом. Связаны ли они с этой историей или нет, остается догадываться.
А вскоре состоялась размолвка с Юрием Григоровичем. Лиепа позволил себе высказаться с критикой об уровне мастерства Юрия Григоровича как хореографа. Балетмейстер обиды не простил. Танцовщику стали давать роли только в старых спектаклях, а в новых постановках ему не находилось места. За последующие 14 лет Лиепа только 4 раза был задействован в новых постановках.
Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: «Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил».
В 1982 году 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности» (?).
В марте 1982 года его самым бесцеремонным образом уволили из Большого театра, где он проработал два десятка лет. Лиепа узнал об этом случайно, когда утром пришел в театр и увидел на доске объявлений приказ о собственном увольнении.
Марис посчитал это чьей-то неудачной шуткой, пришел в театр, однако вахтеры его внутрь не пустили. Его – народного артиста СССР, отдавшего Большому театру более 20 лет жизни.
Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 году. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.
Марис Лиепа в фильме ""Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается" (СССР, 1986 г.)
Артиста охватила депрессия, он запил. Ушел от Нины Семизоровой и вернулся к своей гражданской жене Евгении Шульц, которая сама растила дочь Машу, и которая до конца дней Лиепы была рядом с ним. 26 марта 1989 года случилась трагедия — Марис Эдуардович в возрасте 52 лет скоропостижно умер.
Могила М. Лиепы на Ваганьковском кладбище в Москве
Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть могила, где похоронены его родители, и добавлена плита, на плите начертано «Марис Лиепа, который вдали».
Марис Лиепа - человек-легенда, один из артистов "золотого века" балета Большого театра. Его жизнь на сцене и вне ее была сложной, насыщенной, порой непредсказуемой, зато яркой и запоминающейся.
Легендарный танцовщик, первый исполнитель партии Красса. Если англичане сравнивали М. Лиепу с Лоуренсом Оливье, то за роль Альберта в "Жизели" он был удостоен премии им. В. Нижинского. Очень гордый, независимый по характеру не смог смириться с уходом из Большого. Сколько несостоявшихся балетных партий. Ранняя смерть. Печально.... Светлая память выдающемуся артисту.
Людмила, спасибо. Прекрасно написано о великолепном артист балета. Жаль, что так рано ушел. Душа разорвалась от обид и несправедливостей жизни. А каким прелестным ребенком был. Интересные фото.
АРТ - это искусство. Это понятие очень широко: от нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок... Часто перед человеком, заинтересовавшимся искусством, встает вопрос: как разобраться в его многочисленных стилях и направлениях. К тому же в "Одноклассниках" и других популярных соцсетях довольно много групп и страниц, посвященных искусству вообще либо отдельным его видам. Мы, в рамках предложенной концепции, предлагаем рассмотреть самые разнообразные и яркие художественные эпохи
460 лет назад родился поэт и драматург УИЛЬЯМ ШЕКСПИР,
который считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Шекспир воспроизводил на сцене сложные отношения власти и морали, чести и предательства, поднимая вопросы, актуальные для его современников. Шекспир - один из немногих писателей, который стал авторитетом и гением для многих поколений. О роли Гамлета, созданной еще в XVI веке, мечтают все актеры. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Гамлет" 200
Продолжение Развитие итальянской живописи проходит сложными путями: в XIII столетии она запаздывает в развитии по сравнению с архитектурой и скульптурой; в XIV же веке, напротив, их обгоняет. Задержка в сложении самобытной итальянской живописи была вызвана фактором, который не играл существенной роли ни в архитектуре, ни, особенно, в скульптуре XIII века (т.н. дученто), — а именно византийскими влияниями. Итальянская живопись XIII века находилась всецело в плену у византийской схемы, к которой примешивались отчасти еще не изжитые древнехристианские традиции, а с другой стороны — усиливающиеся влияния северной готики. С точки зрения техники мозаика преоблад
К 300-летию великого немецкого философа ИММАНУИЛА КАНТА
Родоначальник немецкой классической философии, который совершил величайший мировоззренческий переворот. Основатель «критической философии» («Критика чистого разума»,1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790). Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). Создал новую теорию познания и этики. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человече
190 лет назад родился русский живописец ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ,
один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Григорий Мясоедов принадлежал к старшему поколению мастеров идейного реализма. Он был человеком горячего сердца, нелицеприятным и прямым, а порой и резким в своих суждениях. И жизненный, и творческий путь его – это путь честного гражданственного служения. Традиционное представление о Мясоедове, как о художнике жанровой сцены, непременно с крестьянами, их бытом и заботами, сложилось задолго до советского периода с его прочной идейной подкладкой. Но еще раньше Мясоедову была отведена роль мастера
18 апреля исполняется 210 лет со дня рождения графа Евстафия Тышкевича
Белорусский археолог, историк, этнограф, краевед, музеевед; один из основателей белорусской научной археологии. Почетный член Петербургской академии наук, член Датского общества любителей северных древностей, Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института. Младший брат Константина Пиевича Тышкевича. Родился в Логойске 18 апреля 1814, умер 13 августа 1873.
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
13 апреля в России празднуют День мецената и благотворителя. Эта дата была выбрана неслучайно. В этот день родился римский аристократ Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э. - 8 г. н.э.), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Поэты того времени находили в нем покровителя: так, он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах. Серебряный век немыслим без меценатства. Правильные традиции и религиозное воспитание пр
260 лет назад родился русский дипломат, путешественник, предприниматель Николай Резанов,
который вместе со своим тестем Григорием Ивановичем Шелиховым стоял у истоков Российско-американской компании. Один из руководителей первого русского кругосветного плавания. Первый официальный посол России в Японии, составитель одного из первых русско-японских словарей. Бывает так, что весьма достойный, но изрядно забытый исторический персонаж вдруг обретает вторую жизнь на сцене театра, потому что по какой-то поразительной случайности о его малоизвестной истории где-то услышал драматург. Именно так произошло с датским принцем Гамлетом, именно так произошло и с русским путешественником, предпринимателем
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 2 К концу 1950-х гг. в фильмографии Брандо аристократы почти вытеснили плебеев. Злые языки говорили, что актер «изменил идеалам юности», «ушел в коммерцию», что у него развилась звездная болезнь и непомерная мания величия. Насчет последнего, пожалуй, верно: мания величия у него была, и нешуточная. Он ссорился со всеми: партнерами, режиссерами, продюсерами, не говоря уже о журналистах. Сидни Люмет вспоминал, что в ту пору у Брандо была привычка: начиная работать с новым режиссером, он делал два одинаковых дубля. В одном выкладывался «по полной», другой «гнал на технике». И смотрел, какой дубль выберет режиссер. Если тот выбира
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 1 Сложно сказать, была ли в истории кино более противоречивая и самобытная персона, чем Марлон Брандо. Его загадочную личность всегда окутывал флер небылиц и легенд. Он рвал и метал в ролях грубых смутьянов и темпераментных бунтарей, но в то же время умел обнажать их более ранимую сторону. Одним из первых взяв на вооружение актерский метод, Брандо устроил революцию в лицедейской профессии. Попутно он разбивал женские сердца направо и налево и приближал режиссеров к инфаркту своими самовольными выходками.
ХАНС ХОЛЛЯЙН: создатель постмодернизма и автор новой концепции архитектуры
К 90-летию крупнейшего архитектора венской школы, прославленного мастера современности
За годы своей творческой жизни Холляйн создал большое количество проектов, которые определили развитие архитектуры прошлого века. Он спроектировал лучшие концептуальные музеи Европы, множество выставочных и концертных залов, крупных универмагов и маленьких бутиков, офисных центров, жилых домов и городских площадей. А еще Ханс Холляйн — теоретик, философ, живописец, дизайнер интерьера, куратор знаменитых выставок и профессор архитектурных академий Европы и Америки. Воздействие идей и концепций Холляйна можно обнаружить в архитекту
В античном мире, как, впрочем, и в современном, ни одно торжество не обходилось без музыки, пения или танцев. Отлично воспринимая эти искусства по отдельности, эллины все же объединяли их в триединую хорею – явление, ставшее основой театральных представлений. Можно поспорить с древними авторами, утверждавшими, что все, не исключая музыки, человеку даровано богами. В действительности вовсе не боги, и даже не служители культа стали первыми сочинять мелодии, а сами люди. Сначала в музыке был задействован только голос, затем кто-то придумал музыкальный инструмент, позже к ним присоединилось кр
190 лет назад родился УИЛЬЯМ МОРРИС – английский художник, писатель и переводчик
Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что, если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «Искусства и ремёсла» и основатель собственной компании. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте. Будучи профессиональным искусствоведом, он также пробовал себя в качестве художника, проявил как активный общественный деятель, занимался переводами и издательством книг и одним из первых протаптывал тропы для интерьерного дизайна. Дизайне
К 150-летию американского художника-иллюстратора Джозефа Лейендекера,
работы которого сформировали американскую культуру XX века. Этот художник определил стилистический вектор в американской иллюстрации. Он стал самым востребованным и продуктивным художником США в первой половине XX века. Мир модной иллюстрации прочно ассоциируется с изысканными женскими образами. Однако в 1920-е годы самым высокооплачиваемым американским иллюстратором был Джозеф Кристиан Лейендекер. Он прославился созданием рекламных плакатов с изображением мужчин – и сформировал идеал мужской внешности, господствовавший в американской массовой культуре последующие десятилетия. Культовы
180 лет со дня рождения композитора, педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества.
«Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому век
К 140-летию русского писателя-фантаста АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА
Его перу принадлежат более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов. Он использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира»,1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», 1941 г., и др.). Все его творчество – попытка приоткрыть завесу времени и заглянуть в завтра. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном». Он так же мог п
480 лет назад родился итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо
Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Торквато Тассо для многих поколений людей останется символом непризнанного гения. Драме его жизни посвящали строки многие выдающиеся поэты. Иоганн Гёте, нашедший общие черты собственной судьбы с судьбой итальянца, написал драму «Торквато Тассо», где показал страдания поэта в обыденном мире. Его стихами вдохновлялись Пушкин и Баратынский. Байр
570 лет назад родился итальянский путешественник и мореплаватель АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ,
в честь которого были названа часть света, объединяющая два материка. Эпоха великих географических открытий нанесла на карту мира много имён славных путешественников и мореплавателей. При этом крупнейшая часть света, появившаяся в атласах в то время, получила имя не того, кто её открыл. Первым до Америки добрался Христофор Колумб, а назвали её в честь Америго Веспуччи. Почему же именно последний был удостоен такой чести? Отправившись в 1501-1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, Америго Веспуччи доказал, что данные территории являются не восточной окраиной Азии (как первоначально предполагал
О главных героях легендарного романа Александра Дюма «Три мушкетера» написано немало, в том числе и об их прототипах. Так, мы знаем, что реальный д'Артаньян, носивший имя Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, прожил не менее интересную и бурную жизнь, чем его книжный «тезка». Правда, служил он верой и правдой кардиналу Мазарини, а не его предшественнику Ришелье. И даже умудрился стать фаворитом и кардинала, и Людовика XIV. Сегодня мы поговорим о другом, не менее примечательном персонаже романа – миледи Винтер. Несмотря на весь колорит и «демонические» черты этой дамы, она вовсе не является плодом фантазии А. Дюма. И у нее тоже был про
Хотя Египет этого времени жил в энеолите, его сельское хозяйство, основанное на плодородии земли и начальной ирригации, позволяло достичь относительно быстрого экономического прогресса. Уже для Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Ко времени Раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила - ее плодородные земли стали использовать под пашни. Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. В Египте применялась простейшая «бассейновая» (накопительная) ирригация,
1 марта 1971 года состоялась премьера фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции»
В 1971 году итальянский режиссёр Лукино Висконти привез в Канны свою новую картину, экранизацию новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции». Фильм о страсти пожилого творца к юному мальчику с самого начала окружали скандалы. Американские продюсеры то вообще хотели свернуть проект, опасаясь, что картину в Штатах запретят, то уговаривали Висконти хотя бы заменить в сценарии мальчика на девочку. В Австрии ряд крупнейших композиторов того времени заявил Висконти протест, поскольку они считали, что его фильм порочит имя композитора Густава Малера, который ассоциировался с главн
Комментарии 8
И мужик классный во всех эпостасях !!!
Браво !!!!!
А его партия в Спартаке —- это настоящий Красс !!!!
Вихрь !!!!
Рано ушёл ! Рано !!!!!