«Добрый день, дорогая редакция! Читаю вас с первых, ещё чёрно-белых номеров, иногда высылаю коротенькие заметки для рубрики: «Огорчили- порадовали».
Бывает очень приятно, когда напечатаете. Раньше дежурила около киосков, чтобы купить газету, потом стала оформлять подписку. Внимательно читаю письма читателей протоиерею Александру Дьяченко, а сейчас и сама хочу задать батюшке вопрос. Последние два года особенно интересует его мнение о религиозных символах.
Мы, поколение октябрят и пионеров, не носили в детстве нательные крестики. В нашей школе завуч была членом КПСС, ругалась, не разрешала носить крестик, а если кто приходил в школу с крестом, заставляла снимать. На великие христианские праздники учителя дежурили около церкви, потом несладко приходилось тому, кто посещал или пытался посетить церковную службу.
А теперь всё изменилось. Не прошло и 20 лет и вдруг, я заметила, как наша старенькая завуч с палочкой ходит в храм, молиться.
Мы спокойно крестили в конце 90-х детей, с удовольствием дарим им крестики на цепочках, пусть оберегают их от всех невзгод и напастей.
Хочу кратко изложить суть моего вопроса: Обязательно ли вообще носить нательный крест?
Ранее где-то читала, что нельзя на цепочке крестик носить, только на веревочке. Но разве значит что-то для Бога на верёвочке крест или на цепочке? Откуда эти правила? Так же догма, что Господь нас всех любит и всех бережёт, видит нас, разве не всё равно с крестиком человек или нет? Главное, Бог в душе.
Я разучила с сыном несколько молитв, когда он был маленький, читала с ним детскую Библию, всегда ему внушала, что Бог бережёт его, крест он носил всегда. Примерно до 8 класса всегда причащался с бабушкой, посещал молебен перед 1 сентября.
Однажды сын попал в ДТП, в котором остался цел и невредим («Слава Богу!» – подумала я в тот момент). Но наутро после аварии, я увидела, что он снял крестик и положил его в коробочку, в стол. Я почему-то очень испугалась, спросила сына, зачем он так поступил, а он ответил, что его не уберёг Бог от аварии, что теперь год нужно работать, чтобы восстановить мотоцикл. Что он не верит, что Бог любит его, хотя я убеждала его, что он мог погибнуть, остаться калекой в этой аварии, что только Бога и нужно благодарить за жизнь, а железо – это дело наживное. Но не нашла я нужных слов к его сердцу.
Почти год сын не носит крестик, и меня очень волнует этот вопрос. Я уверена, что многим будет полезен ответ отца Александра Дьяченко на эту тему.
С уважением, Светлана
*******************
Светлана, здравствуйте!
Есть у меня рассказ, в котором я как раз пишу на эту тему и вспоминаю, как в Черногории во всех лавочках, куда бы я не заходил, ко мне обращались исключительно по-русски. Я удивлялся, как у них при моём молчании получалось узнавать про мою национальность, а оказалось всё просто. У меня на груди они видели крестик.
- Кроме вас, русских, кресты никто не носит.
Правда, я видел крестики на некоторых сербах, на сродных им черногорцах уже практически нет. Ещё узнал, что среди греков существует обычай накалывать изображение креста на внутренней стороне запястья. А христиане копты, те вообще накалывают крест прямо у себя на лбу. Нужно учесть, что копты нередко становятся объектом нападок со стороны живущих рядом с ними религиозных экстремистов. Поэтому крест на лице – это подлинное исповедничество и готовность умереть за веру во Христа.
Откуда пошла традиция накладывать на себя крестное знамение, а впоследствии и носить нательные кресты?
Со времён гонений на христиан. В те годы существовала традиция самых страшных преступников бросать на съедение хищным животным. Такая казнь проходила в присутствие многочисленных зрителей и превращалась в зрелище. Когда казнили преступников, народ радовался справедливости наказания. А христианам нередко сочувствовали, понимая, что эти люди не совершили ничего достойного такого строгого наказания.
Чтобы избежать проповеди из уст мучеников их нередко предварительно калечили. И тогда, выходя на арену те складывали перед собой руки крестом, и все понимали, что перед ними христиане.
В правилах святителя Василия Великого, жившего в 4-ом веке, уже
поясняли, как следует носить на себе крест, что должно на нем быть, и что запрещается на нём изображать. Как видим, ношение креста традиция, освящённая веками.
Для верующего крест на груди – это и факт его принадлежности к Церкви Христовой и напоминание человеку о его обязанностях, которые он должен исполнять, как христианин, в том числе и нравственные.
Для двадцатого века в нашей стране ношение крестика с изображением Распятого Христа было ещё и своего рода исповедничеством, т.е. действием, подтверждающим готовность человека пострадать за открытое исповедание своих религиозных убеждений- за Христа я готов принять гонения, ссылку и даже смерть.
Люди, открыто носившие на себе крест, подвергались ущемлениям по службе, им задерживали карьерное продвижение, вычёркивали из очереди на получение квартиры. Такой человек не мог получить высшее образование. Во всяком случае, лично мне известны подобные факты. Ношение креста было подвигом. И нельзя осуждать тех, кто в годы советской власти этого не делал. Не все готовы к подвигу.
По поводу вашего завуча. Наши школьные учителя и принуждались, и воспитывались в духе борьбы с «духовными пережитками», чему же здесь удивляться. Скорее удивительно, как ваш бывший школьный завуч нашла в себе силы покаяться в своих прежних убеждениях и теперь под взгляды своих бывших учеников ходить в храм на службы. Для неё это тоже, своего рода, подвиг.
Носить ли человеку крестик или нет- дело его совести. Другое дело, когда человек надевает на себя крест в угоду моде или желая приобрести в глазах других людей некоторую значимость, а сам в Бога не верит и по заповедям жить не собирается, то такое «крестоносительство», даже греховно и не важно на чем он его будет носить на цепочке или на кожаном ремешке. Это вообще не вопрос.
Что касается вашего сына, то, несмотря на то, что его водили в храм и даже причащали, мальчик ваш - не христианин и никогда им не был. Он самый настоящий язычник. И таких язычников преогромное количество. Ты мне, я – тебе. Господи, пошли мне удачу, а я Тебе за это свечку поставлю, даже две поставлю. Крестик носить буду. А нет, то и пошёл от меня куда подальше! Как же мы грешим в своих представлениях о Боге! Да, Бог нас любит, но любим ли мы Его?
Хочу привести несколько слов из молитвы на освящение нательного креста:
«…чтобы всякий, кто в воспоминание спасительных Твоих страданий, и животворной Твоей смерти, и для сохранения и защиты души и тела на себе его будет носить, получил чрез него Небесное благословение и помощи удостоился».
Видите, кому крест надежда и защита? Только действительно верующему христианину. Для язычника крест – не более чем очередной идол.
Чтобы понять духовное состояние вашего ребёнка я вам советую посмотреть прекрасный фильм 1990 года грузинского кинорежиссёра Отара Иоселиани «И стал свет». Есть там такой сюжет. Африканский крестьянин просит у своего идола, чтобы тот «помог» ему с урожаем.
Даже какие-то приносит ему подарки в качестве жертвы. Он носил, а зерно не уродилось. Тогда в отместку крестьянин опрокидывает идола на землю и наказывает его палкой. Лупит от души.
Ваш сынок поступил точно так же, разгневался на Бога и снял с себя крестик.
Чтобы стать христианином нужно время. Мудрость нужна. Только личность способна дорасти до отношений со Христом, а для этого необходим духовный и во многом житейский опыт. В том числе и опыт собственных разочарований, опыт личных утрат, способность осмысления своих поступков. Молитесь о вашем сыне. Если у него получится оторваться от земного и временного, взглянуть на небо, и не только посмотреть, но и задуматься на тему: а кто я такой, что я здесь делаю и что будет со мной потом, если он по-настоящему задумается о Боге и когда-нибудь скажет Ему: ПРОСТИ, тогда есть шанс, что он вновь наденет на себе крестик. И не просто наденет, но и носить его будет, как превеликую драгоценность, которую снять с него можно будет только вместе с головой. Вот тогда и будет Бог в его душе. Тогда и вы можете считать, что исполнили своё предназначение не только как матери, но и как духовного наставника для своего сына.
С уважением, священник Александр Дьяченко
Комментарии 1