Покаяться — это значит переменить свою жизнь, отвернуться от греха и возвратиться к Богу!
Первая ступень покаяния — познание самого себя, вхождение во внутреннюю клеть души.
Вторая степень — осознание греховности, поврежденности своей души. Эту мысль хорошо выразил Симеон Новый Богослов:
«Всякому человеку необходимо знать самого себя, что он ничто. Того же, кто не знает, что он ничто, не может спасти Сам Всемогущий Бог при всем желании спасти его».
Подтверждает это и Исаак Сирин:
«Блажен человек, который познает свою немощь, потому что видение это делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни».
Третья ступень покаяния есть сознание своей вины.
Всякое самооправдание рассматривается Церковью как «словеса лукавствия», почему и в Великий пост поется: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».
Четвертая ступень покаяния — сокрушение и плач о грехах.
Вот почему Великий покаянный канон Андрея Критского, читаемый в Великом посту, начинается словами:
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?».
Если же у сокрушающегося о грехах своих нет слез покаяния, то Церковь такое состояние называет жестокосердием, что также отражено в словах Великого канона:
«Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия».
Пятая ступень покаяния состоит в твердой решимости кающегося оставить греховную жизнь и положить начало жизни в Боге.
Без такой решимости невозможно истинное покаяние. Ведь мало осознать грех, главное — возненавидеть его и очиститься от него!
Шестая ступень покаяния есть исповедание грехов. Всякий, осознавший грех, чувствует его бремя и желает от него освободиться. Такое настроение пережил святой пророк Давид и выразил его в словах псалма: «Несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс. 37, 4-5).
Это чувство обремененности грехами настолько естественно для человека, что нередко совсем неверующие люди в трудных обстоятельствах стараются перед кем-нибудь излить свою душу, и им становится легче. Потому и существует в народе поговорка, что разделенное горе — уже полгоря. Все это можно отнести к разряду исповеди естественной, порождаемой естественным законом совести, вложенным в душу каждого человека...Особенность исповеди церковной состоит в том, что признание совершается перед невидимо присутствующим у аналоя с Евангелием и Крестом Всемогущим Богом, от Которого через священника получаем незамедлительное прощение!
Завершающая седьмая ступень покаяния — молитвенное обращение к Богу о помиловании. Такое молитвенное обращение выражает наше смирение перед Богом, признание в невозможности освободиться от власти греха собственными силами. Поэтому священник, принимающий исповедь, прежде чем произнести разрешительную молитву, обращается к Богу с умилительной просьбой умилосердиться о кающемся, подать ему образ покаяния, примирить и воссоединить его со Святой Церковью.
Архиепископ Иоанникий (Кобзев +7. 10. 2020)
Нет комментариев