14 (27) апреля
(Слово от Патерика о видении отца Самуила. Прол. Апр. 14)
К вам, простолюдины, будет сегодня слово наше, и вот что мы скажем вам.
Однажды преподобный Самуил, когда сидел с братиею, вдруг почувствовал себя в восторге и пал ниц. Через довольно долгое время он встал и начал горько плакать. Братья стали умолять его, чтобы он сказал им о причине своего плача. Долго он не отвечал им и, наконец, сказал: «Я, братие, восхищен был на суд и видел множество народа, который шел в муку, и множество простолюдинов, шедших в Царство Небесное».
И вот вам, простолюдины, утешительный урок от преподобного, относительно того, что и вам есть большая надежда наследовать обители небесные.
Но вы мне на это, конечно, по обычаю скажете: «Препрост есмь и невежда; я ничего не знаю, как же мне войти туда?» Да очень просто, братие, поступайте так, как я скажу вам, и Царствие Небесное себе вы восхитите.
Вот что я прочитал у одного святого отца: «Хочешь, – говорит он, – наследовать Царство Небесное? Люби Бога больше всего и всегда; имей к Нему сыновний страх, бегай худых дел и отгоняй от себя молитвою скверные помыслы. Добрыми делами не гордись и всегда считай себя рабом неключимым. Прославляй Бога непрестанно. Делай все доброе не из тщеславия или человекоугодия, но тайно, для славы имени Божия. Православною верою себя огради и будь верным сыном Православной Церкви, поступая по заповедям Святых Апостолов и святых отцов. Так живущим будет великая награда, бесконечная жизнь и блаженство вечное у Отца и Сына и Святого Духа (Прол. Апр. 14).
Теперь скажите: есть ли тут что-либо особенно трудное? Неисполнимое? Положительно ничего. Что тут сказано, можно выразить в двух словах: живите по-Божьи, и спасены будете. Господу не ученость от нас нужна, ни премудрость, а наше сердце. Сыне, даждь Ми сердце твое, говорит Он. Так вот и отдайте сердце ваше Господу, и тогда и при всей простоте вашей наследниками Царствия Божия будете. Аминь.
...
Дар слова
27 апреля.
«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21)
Апостол Иаков указывает нам на страшное влияние и силу языка человеческого, этого малого члена, действия которого так велики.
Он нас предостерегает от опасных последствий злобного языка, воспламеняющего и отравляющего все вокруг себя; а в выше указанной притче сказано, что и жизнь и смерть во власти слова человеческого! Создавая человека по образу и подобию Своему, вдыхая в него бессмертный дух жизни, Бог возвысил его над бессловесной тварью, одарив его умом и сердцем, для выражения которых дан ему Господом язык – орудие слова. Таким образом, слово есть выражение души человеческой, данное ей для прославления Творца, для служения правде Божией! Между тем, язык в жизни человеческой служит часто, почти постоянно, злобе, лжи, клевете, богохульству; язык наносит раны, сеет вражду, убивает хуже острого меча, отравляет вернее самого смертоносного яда. Язык действует, как скрытый враг, из-за угла, невидимо; трудно от него остеречься, трудно предотвратить нанесенный им удар; часто трудно, даже невозможно, найти источник злого, неумолимо жестокого слова и проследить и угадать, откуда оно?
Сколько зла, сколько страданий, хуже телесной смерти, были совершены языком, сколько злого семени им посеяно! Всего этого невозможно измерить, смертоносные плоды эти как будто уходят в вечность. Особенно беспощадно и ужасно по своим последствиям слово неверия, слово безнравственное, нечистое, отражающееся в молодой восприимчивой душе ребенка или юноши! Такое слово убивает самое дорогое, самое прекрасное в жизни, заглушает доброе Божие семя в зачатке, уничтожает расцветающий цветок, затемняет ясную утреннюю зарю молодой души! Часто в порыве злобы и раздражения, под влиянием сомнения и личного разочарования мы необдуманно, без злого намерения скажем в присутствии ребенка слово, выражающее состояние нашей души. Мы пройдем мимо и забудем про это, а впечатлительная молодая душа запомнит, примет в себя это безбожное, злое, холодное слово и отравится его ядом.
Как-то особенно больно подумать, что это зло развивается и растет между людьми, носящими имя Христово и называющими друг друга братиями. И не только злым словом, но и холодным, молчаливым выслушиванием злых речей мы грешим друг против друга. Действительно, как сказано Соломоном, смерть во власти языка, и Божия заповедь «не убей» прежде всего, глубже всего относится к нашему языку!
О, если бы мы могли обуздать свое слово или, что еще лучше, изменить свое сердце, – тогда язык наш сделался бы орудием жизни, силой животворящей любви! Из сладкого источника не потечет горькая вода – из того сердца, где обитает Бог, не вырвется ни одно злое слово, но польется хвала Богу, слова любви к ближнему.
Словом искренней похвалы будем ободрять и поощрять друг друга, словом ласки радовать, словом сочувствия смягчать страдания, словом веры воспламенять сердца, словом благословения и молитвы освещать всю жизнь кругом себя и в себе! Господи! измени наше сердце, перероди его и сделай источником любви и добра и язык наш сделай орудием славы Божией и правды вечной!
....
Глава II. Суббота св. Лазаря и вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
В Страстную Седмицу вводят два особых праздничных дня:
1) Суббота святого и праведного Лазаря, в которую воспоминается его воскрешение Господом Иисусом Христом и 2) Неделя Ваий (Вербное Воскресение), посвященное прославлению входа Господня в Иерусалим на вольные страдания и смерть.
Эти два дня составляют одно целое, и действительно, в вечер Субботы св. Лазаря и на утрени Ваий воспоминаются и прославляются одновременно оба события, легшие в основание этих праздников. Характер названных празднеств торжественный, светлый; они на время преодолевают сосредоточенно-скорбное настроение Великого Поста и предваряют радость св. Пасхи. В них ярко загорается слава Христа, как Всемогущего Бога, воскресшего из мертвых, и как Царя сына Давидова, Владыки и Вождя, приветствуемого избранным народом Божиим. В этой литургической двоице господствует праздник Ваий (Вербное Воскресение), которым именуется вся шестая неделя Великой Четыредесятницы. Эта неделя так и называется неделей Ваий, а дни ее получают соответствующее наименование: понедельник Ваий, вторник Ваий и т.д., службы которых являются как бы предпразднествами самой недели (Воскресения) Ваий, т.е. Вербного Воскресения. Суббота же называется одновременно как «субботой Ваий», так и «Субботой святого и праведного Лазаря».
Как Всецелящий Врач души и тела идет Христос ко гробу «спящаго» Лазаря как и раньше к одру «спящей» девицы, дочери Иаира и пробуждает его. Это чудо Любви есть вместе с тем и знамение. Ибо полнота воскресения наступит в последний день. Знамением Каны Галилейской начал Господь свое служение и знамением Лазаря закончил его, для того, чтобы после этого отдать Самого Себя в жертву, и осуществить во всей полноте и брак свой с Церковью и блаженство Воскресения, соединив их в одно. Поэтому Церковь и приветствует воскресение Лазаря тропарем, поющимся в Субботу св. Лазаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже, тем же и мы яко отроцы победы знамениe носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». (Перевод. «Удостоверяя общее воскресение, Ты воздвиг из мертвых Лазаря, Христе Боже. Посему и мы, как дети, несущие знамение победы, вопием Тебе, победителю смерти: Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне»).
Основная мысль Богослужения субботы св. Лазаря идет по двум направлениям: изображаются детали этого таинственного события и утверждается Богочеловечество Иисуса Христа. Печаль и слезы Христа суть как проявление человеческой природы; прозрение Лазаревой болезни, смерти и воскрешение четверодневнаго, смердящаго мертвеца – проявление Божеской природы, Божеского всезнания и всемогущества. (Приводим соответствующий текст. Перевод. «Прежде приведший всякую тварь из небытия в бытие и знающий сокровенное в сердце, Ты предсказываешь ученикам, как Владыка, смерть Лазаря»).
На утрени праздника Входа Господня в Иерусалим освящаются и раздаются «ваия», т.е. финиковые или пальмовые ветви, у нас заменяемыя вербой, как ранее других деревьев, развивающей свою почку. Стояние с этими ветвями и с зажженными свечами есть воспоминание торжественного входа Царя Славы на вольныя страдания и таинственное участие в этой встрече. Упоминание о празднике Baйи мы находим уже в беседах и поучениях св. Амвросия Медиоланскаго, св. Иоанна Златоуста и св. Епифания Кипрского.
В воскресение вечером Богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной или Великой Седмицы. «Начиная с вечерни недели Baии – говорит К. Никольский, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущаго на вольную смерть».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев