Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Порог это явная и символическая граница между домом: родовым пространством (своим, безопасным) и внешним миром (чужим, опасным). Уже на стадии возведения жилья и при обряде перехода в новый дом хозяевами совершается ряд действий: в первую очередь пускают через порог дома живое существо (кошка, петух). Если они направят я к печке или в сторону красного угла – жизнь на новом месте будет ладной, если к выходу – надо ещё потрудиться. На порог также возлагалась важная миссия: заставить споткнуться гостей с лихими и дурными помыслами, с целью оставить всё плохое за дверью.
Порог у славян тесно связан с представлением о памяти и забвении. Так, к примеру, существует ряд устоявшихся выражений на эту тему:
память как до порога;
перешагнул порог да забыл.
Это связано с тем, что для наших Предков порог, среди прочего, являлся воплощением чёткой грани между миром живых и миром мертвых. Очень давно существовал дикий для нас сейчас обычай - прах ушедшего в иной мир родственника схоранивать под порогом жилища. Данные действия обуславливались тем, что считалось неверным и предрассудительным оставлять прах своего родича вне семейного пространства. Оставив его под порогом, семья как бы сберегала усопшего в пределах защищенного родового круга. Именно поэтому живые у порожка старались не задерживаться - чтобы понапрасну не беспокоить почивших родных. По этой же причине с чужими и посторонними хозяева общались на улице, а званных гостей сразу же просили пройти в дом. Через порог не здоровались и не подавали руку, не передавали никаких предметов, через него не выметали мусор, дабы не вымести кого-то из семьи.
Не наступайте на порог, Где духи древние почили. (Читайте дальше между строк) Не наступайте на порог. Чтоб не был суд над нами строг Повторим то, что заучили: «Не наступайте на порог, Где Боги древние почили».
Автор: Е. Иванов
Эта традиция стала уходить в прошлое после принятия на Руси христианства. Усопших начали хоронить по церковному обычаю на кладбищах. Однако, порог сохранил свою сакральную роль проводника между мирами: когда из дома выносили гроб стало необходимым ударить его три раза о порог, так усопший попрощался с домом. И мыть полы за покойником начинали как раз от входа.
Важную роль порог (вкупе с крыльцом) играл в свадебных обрядах. Родители мужа встречают молодых у входа в дом с хлебом да солью. Молодой же следовало сразу, <с порога> спросить разрешение у свекрови называть её <мамой>, а когда её вели в баню, не должна была задеть ногой порог — иначе девки из деревни долго не выйдут замуж.
До сватовства (на вечерках) порог оказывался местом расположения деревенских парней - они садились у него, дальше не проходили, оттуда наблюдали за девицами и вели свои разговоры.
Порог дома, где живет девушка на выданье, парню просто так переступать запрещалось: зашедший в дом оценивался главой семьи как потенциальный жених. Когда же парень уводил девушку к себе в дом (это называлось выйти замуж самоходкой или самокруткой) она меняла свой девичий статус на статус мужней жены, как только пересекала порог дома парня.
Вот так любили свой дом родители, как же было возможным его забыть детям??? Даже о пороге вы поведали целую поэму! Ждем информацию о : Красном угле; О баньке; О русской печи; и т.д. Пишите, пишите.и пишите...Русским об истоках знать не грех...
Я здесь писала про порог именно на входе в дом. Знаю, что часть примет и верований про порог дома перенесли люди со временем и на пороги внутри дома. В любом случае, во многих верованиях и культурах порог, а с ним и дверной проем - место сосредоточения силы.
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Пример реконструкции костюма молодой зажиточной замужней женщины племени вятичей второй половины XI
"Весь комплекс костюма базируется на археологии, осмысленной через этнографию. Главная идея заключается в том, что в археологии на реконструируемое нами время найдено крайне мало вещественных доказательств, для того, что бы составить полноценный комплекс. Не хватает многих деталей, в связи, с чем нам приходится додумывать и делать так называемые «версии» костюмов. Чтобы эта версионность была приближена к народной практической мысли и имела под собой хоть какие-то источники, я обратилась к этнографии, в которой до начала XX века просуществовал понёвный костюм.
В понёвном комплексе наиболее ярк
Кичка: старинный русский головной убор замужних женщин.
Те, кто читает мои статьи уже ведает, что я часто пишу о том, что наша родная одежда несёт огромную смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывают о жизни людей, оберегают и вдохновляют. Традиционная одежда славян - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. А есть ещё и глубинный: тайна предназначение человека, тайна бытия.
Прототипы игральных карт, изготовленные, за редким исключением, по фотографиям бала 1903 года
Все участники бала 1903 года в Зимнем дворце были отфоторафированы и это стало причиной воплощения их образов в игральных картах. Исключением стал лишь пиковый король - его прототипом выступил Иван IV Грозный. В 1911 г. немецкая фабрика «Дондорф» создала эскизы для памятной колоды карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Еще больше снимков с бала - ТУТ
Головной платок с таким интересным названием – зануздалка – использовался донскими казачками либо в холодную и ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае, дабы защитить лицо от холодного степного ветра казачки надевали теплые шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки. Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин, оставляя открытыми только глаза.
... поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. "Зануздалка" была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная
Раскрашенные снимки бала 1903 года в Зимнем дворце
На знаменитом маскараде в честь 290-летия дома Романовых вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Придворные дамы появились на балу в сарафанах и кокошниках, а кавалеры — в костюмах стрельцов и сокольничих. Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича», которое сейчас хранится в Оружейной палате, а императрица Александра Федоровна выбрала наряд царицы Марии Ильиничны.
Жительницы Торжка, что в Тверской губeрнии, в XIX вeке носили роскошный головной убор – «укрут». Украшенный жeмчугами и зoлoтым шитьем «тверской укрут» прикрывался сверху расшитым золотом белым платком. Золотое шитьe укрaшало всю вeрхнюю чaсть кисeйных рукавов и низ кисейных же фартуков, являясь предметом особенной гордости модниц. Федор Григорьевич Солнцев изобразил прекрасные нaряды с великолепным гoловным убoром на своих знаменитых акварелях.
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу.
Когда одна, а когда две. До замужества девушки носили одну косу. Две косы носили замужние женщины. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник. Девушка носила одну непокрытую косу, под венец шла простоволосой, а во время обряда другие женщины переплетали одну косу на две, которые венком укладывали на голову и укрывали волосником или повойником, обозначая новый высокий статус "мужней жены". Сакральность переплетения кос не случайна - ибо с этого времени он
Комментарии 111