Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Окна - око - глаза дома. Живой огонь в печи и мерцание лучины давали уютное, тёплое мерцание в окнах. Казалось, что вся изба светилась янтарным жаром, сохраняя вечные, мудрые тайны жизни… Окна имеют свой образ и свое назначение, они связывают жилище с окружающей природой. Ведь именно посредством окна человек наблюдает всю свою жизнь, смену времен года, времени суток, появление и исчезновение небесных светил, встречает восход и провожает закат. Окна всегда стремились ориентировать на свет - солнечную сторону, а эта связь человека со светом естественна и вечна.
В глубокой древности окна изб были небольшими. Однако, с течением времени простые и незатейливые отверстия в бревенчатой стене дома превратились в красные - красивые. На главном фасаде располагалось одно или три красных окна. Особенно нарядно выглядело светелочное оконце. Крайнее - переднее окно - освещало покутье и стол, среднее пропускало свет в центр избы, третье - обеспечивало освещение бабьего кута, где находились печь и все предметы домашнего очага.
С окнами деревенской избы связано множество народных поверий, обрядов и ритуалов.
Окно связывало человека с Богами и миром Предков, а также с небесными светилами и природными стихиями. Так, слуховое окошко на крыше являлось служило оком и ухом, которое смотрело и слушало небесный мир. Оно помогало говорить с Предками и Богами, заглянуть в себя. На Руси через окно не разрешалось плевать, выливать помои и выбрасывать мусор, поскольку под ними стоят леги-хранители. "Стоять под окном" в также обозначает быть нищим или посланцем Бога. После принятия христианства запрет плескать грязную воду за окно объясняли тем, что "Христос с сумой под окнами ходит". Через окно осуществляется традиционный диалог между хозяином или хозяйкой, с одной стороны, и колядниками или человеком, говорящим от лица Богов, — с другой. В день новоселья хозяин обходил дом со сковородником, а хозяйка окликала его из окно словами: "Кто ходит?", на что он отвечал: "Бог ходит! Хранители ходят!".
Использование окон как нерегламентированных входов и выходов запрещалось.Так, согласно приметам, птица или летучая мышь, влетевшие в окно, предвещают смерть кому-нибудь из домочадцев.
Считалось опасным оставлять на ночь окна открытыми, так как именно через них могла проникнуть нечистая сила.А чтобы уберечься от её вторжения, славяне втыкали в окна изломанные иглы, чертили охранные символы мелом или ножом. Двери и окна дома зачерчивали обережной символикой рукой, ножом или другими предметами на ночь или в дни, когда в доме находились новорождённый или покойник.
И только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках ("Красная девушка в окошко глядит", "Барыня на дворе, а рукава – в избе"). Отсюда и солнечная (солярная) символика, которую мы видим в орнаментах наличников и на ставнях, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.
Также окна избы, как и порог дома, связывались и с иным миром: местом перехода из мира живых в мир мертвых. Как нерегламентированный вход в жилище, противопоставленный двери, окно изредка использовалось для выноса покойника и иных магических действий.
Окно выступало местом общения с душами умерших, поскольку считалось, что Душа человека покидает дом через окно в виде птицы. Бытовал обычай ставить на окно стакан с водой, чтобы Душа, покинувшая тело, могла омыться и улететь. После поминок родные вывешивали из окна кусок полотна или полотенце, чтобы Душа поднялась по ним в жилище, а потом спустилась обратно, вытерлась этим полотенцем, либо отдохнула на нем. Через окно провожали на кладбище души после поминок. А в ночь после осеннего поминовения мёртвых славяне клали для них на окно блины и кутью.
Через окно выносили умерших младенцев, взрослых покойников, болевших горячкой,или погибших не своей смертью, чтобы они не возвращались обратно.
И через окно же передавали младенца, если рожденные в этом роду дети умирали. Такая передача была призвана обмануть смерть и нечистую силу и обеспечить чаду долгую жизнь. При тяжелых родах для облегчения состояния роженицы отворяли в доме окна и двери. А если хотели обмануть домового из старого дома, в новый лезли по лесенке через окно.
Незадолго до маминой смерти (мама болела) мне приснился сон. Мама через окно вылезла и пошла покупать арбуз. В соннике было сказано, что арбуз снится к здоровью. И я надеялась, что мама поправится. А получается вот Оно как. Через окно - к смерти...
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Стоят за Русь славянские мадонны. И уж таков наш воинский уклад - Коль меч уронит витязь пораженный, Подруга вскинет доблестный булат. И никакие горести и беды Сломить не смогут верности её, Несём мы на щитах своих, ПОБЕДА, Святое имя женское твоё!
Художница ловко сочетая эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы, умудряется передать неповторимый колорит своего народа и ту тонкую и элегантную красоту, кроющуюся в жестах, во взглядах, в деталях. Героини её творчества – красивые женственные девушки, обладающие изяществом, мудростью, элегантностью, таинственностью, скромностью и застенчивостью. И каждый раз, глядя на ту или иную работу, понимаешь, что в неё был вложен огромный труд, переживания и частичка души.
Сейчас для нас традиция принести в дар букет цветов естественна. Это приятное дополнение к основному подарку на любой праздник и желанный знак внимания для всех женщин. Но задумывались ли вы, сколько лет этой традиции и откуда она пошла?
Родная одежда преображает, защищает, дарит спокойствие и гармонию!
Да, действительно преображает! В народной одежде лица все красивые, по-особенному родные и вызывают доверие. Прекрасные женщины выглядят еще роскошнее, богаче, ярче и есть какая-то наша русская красота, простая и понятная.
Рушник сотни лет оберегает углы, оконные проёмы, свадьбы, праздники. Зачастую он размещается в "красном углу" избы, где стоят кумиры (чуры) Родных Богов. Недаром гласит народная пословица:
Пример реконструкции костюма молодой зажиточной замужней женщины племени вятичей второй половины XI
"Весь комплекс костюма базируется на археологии, осмысленной через этнографию. Главная идея заключается в том, что в археологии на реконструируемое нами время найдено крайне мало вещественных доказательств, для того, что бы составить полноценный комплекс. Не хватает многих деталей, в связи, с чем нам приходится додумывать и делать так называемые «версии» костюмов. Чтобы эта версионность была приближена к народной практической мысли и имела под собой хоть какие-то источники, я обратилась к этнографии, в которой до начала XX века просуществовал понёвный костюм.
В понёвном комплексе наиболее ярк
Кичка: старинный русский головной убор замужних женщин.
Те, кто читает мои статьи уже ведает, что я часто пишу о том, что наша родная одежда несёт огромную смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывают о жизни людей, оберегают и вдохновляют. Традиционная одежда славян - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. А есть ещё и глубинный: тайна предназначение человека, тайна бытия.
Прототипы игральных карт, изготовленные, за редким исключением, по фотографиям бала 1903 года
Все участники бала 1903 года в Зимнем дворце были отфоторафированы и это стало причиной воплощения их образов в игральных картах. Исключением стал лишь пиковый король - его прототипом выступил Иван IV Грозный. В 1911 г. немецкая фабрика «Дондорф» создала эскизы для памятной колоды карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Еще больше снимков с бала - ТУТ
Головной платок с таким интересным названием – зануздалка – использовался донскими казачками либо в холодную и ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае, дабы защитить лицо от холодного степного ветра казачки надевали теплые шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки. Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин, оставляя открытыми только глаза.
... поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. "Зануздалка" была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная
Комментарии 80