Краеведческий отдел библиотеки продолжает публикацию материалов из цикла "Трофимовские чтения".
Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала.
Светлым отклонением от тяжелого беспросветного труда в дореволюционные годы являлись ПРАЗДНИКИ.
Большинство праздников связывалось с церковными датами, ведь на календарные обычаи славян сильное влияние оказала христианская церковь с ее годичным кругом праздников, постов и памятных дат.
И все же, беседуя со старыми людьми о характере праздников, отмечавшихся до революции, их содержании, автор не мог не заметить, что в праздниках, отмечавшихся в Рудничном и Катавке, было совсем немного религиозных элементов, и многие праздники носили характер календарных обрядов, в частности, праздников летнего и осеннего циклов. Зимние и весенние обряды довольно тесно были привязаны к датам церковного календаря, в летнем же и осенних сезонах трудовая деятельность рудничных крестьян была не так тесно связана с церковным календарем. Основные сельскохозяйственные работы выполнялись в сроки, зависящие от климатических и погодных условий, а не назначались на дни святых.
В зимнем цикле праздников отмечались Новый год, рождество, крещение. Под новый год девушки гадали о замужестве, некоторые из них в этих целях прибегали к бабкам-ворожеям, гадавшим на картах, на бобах или по руке. Обычно же девушки, желавшие узнать свою судьбу и особенно каков будет суженый, в ночь под Новый год собирались в каком-нибудь доме, руководила ими или старая женщина или более опытная девушка. Гадали на различные предметы, использовали при гаданиях куриц и т. д.
По характеру празднование Нового года сильно не отличалось от рождественского праздника, который отдалялся от Нового года на семь дней. Общими элементами были ритуальная трапеза, предсказание будущего, магические действия с целью достичь благополучия в семье и изобилия.
В крещение освещались колодцы, из которых брали воду жители Рудничного и Катавки.
Довольно стойко и долго держался обычай отмечать масленицу в Рудничном и Катавке. Это был весенний праздник, в котором практически не было ничего религиозного. За неделю до масленицы изготавливались скамейки, низ которых обмазывался коровьим пометом и поливался водой — получались своеобразные санки, на которых взрослые и дети катались со специально устроенных ледяных горок. Масленица длилась одну неделю. В масленичное воскресенье устраивались катания на лошадях и по селу, и ездили на тройках из Рудничного в Катавку и наоборот. В этот день повсеместно пекли блины, в большом изобилии поглощая их, поскольку сразу за масленицей наступал изнурительный великий пост. Пелись масленичные песни «...наши горушки кат- ливы, наши девушки игривы, молодушки веселые... Дайте масленицу нам прогулять...» Повсеместно отмечали вербное воскресенье. Освящали в церкви Рудничного ветки вербы. Почки с этих веток в течение года употребляли как лекарство от многих болезней. По народным представлениям освященные вербные ветки служили также защитой от несчастий.
В последнюю страстную неделю перед пасхой пост соблюдался особенно. В последние предпасхальные дни тщательно убирались дома, наводился порядок на подворье.
К пасхе красили яйца и пекли куличи. Яйца красили, как правило, в желтовато-коричневый цвет, это достигалось, когда яйца опускались в кипящую воду с кожурой репчатого лука. Дети в пасху ходили из дома в дом, получая угощенья и яйца.
• В первые дни после пасхального воскресенья женатые парни ходили с куличами и крашеными яйцами к своим родителям, если жили отдельно, но чаще всего такой необходимости не было: ведь жили большими семьями. Дети и молодежь во время пасхи устраивали различные игры с яйцами: их катали по земле с горки, ударяли друг о друга и т. д.
* В Рудничном и Катавке была сильно распространена игра «Яйца». Она обычно проводилась через 10—12 дней после пасхального воскресенья. Играли в нее девушки. Для игры из тряпья шился мяч или тряпичный полуцилиндр. Яйца раскладывались от играющих на расстоянии 10—15 метров; необходимо было катящимся по земле мячом сбить яйцо. Это было совсем не просто. И только самые ловкие девушки приносили домой выигранные яйца. В те времена они ценились исключительно высоко, а для бед¬ной семьи выигрыш девушки был неплохим подспорьем в питании. В игре «Яйца» право на повторный удар возникало, если играющая сбивала яйцо. Особая роль яиц не случайна. По-видимому, это было связано с дохристианским значением яйца как символа жизни, а также с его относительной доступностью весной как кушанья: ведь куры после затяжной зимы начинали нестись.
В пасху крашеные яйца преподносили в качестве подарков во время утренних приветствий, дарили родственникам и знакомым; девушки вручали их парням в знак особой склонности.
Празднование 1-го Мая отмечали передовые рабочие Бакальских рудников с 1911 года, после революции он стал самым любимым весенним праздником.
До революции новый смысл получили встречи рабочих у скалы Шихан — маевки, проводившиеся под видом прогулок.
Весенний цикл празднований заканчивался праздником троицы, пятидесятницы, т. е. 50-й день после пасхи.
В троицу в Рудничном и Катавке не выполнялось никаких сельскохозяйственных работ. «В троицу земля отдыхает», — говорили старики. Дома накануне троицы украшали зелеными березовыми ветками в знак приветствия возвращающемуся лету.
В троицу в Рудничном пекли традиционное блюдо «косняки» — мучное блюдо, похожее на ватрушки, толь¬ко наполненное вместо творога пшенной кашей или вареными яйцами с луком.
В Рудничном и Катавке широко отмечался день вешнего Николы — 9 (22) мая. По улицам ходили пьяные люди, повсюду слышались песни, пиликанье гармошек. В этот день были нередки драки, кулачные бои. Юрюзанская сторона Рудничного дралась с Симской и, объединяясь вместе, мужики и парни Рудничного дрались с катавскими кулачными бойцами. В драках не применялось никаких орудий и предметов, дрались только руками, лежачего не били. Этот день был кануном начала летней работы по добыче руды. Это была и аграрная дата. «С Николы вешнего сади картофель», — говорили рудничные крестьяне.
24 июня (7 июля) отмечался старинный праздник народа Иванов день — Иван-Купала. В окрестностях Рудничного жгли вечером костры и прыгали через них. Обитатели рудничных поселений говорили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, вымолим». В Иванов день в окрестностях Бакальских рудников старушки и помотавшие им дети начинали сбор лекарственных трав. Считалось, например, что растения приобретают в Иванов день особые целебные свойства, которые затем теряются. Из трав делали отвары, которыми омывали тело, волосы, глаза, лечили от болезней, от бесплодия.
8 (21) июля в Рудничном и Катавке широко отмечался праздник Казанской Божьей матери (Казанская), в конторах рудников с конными рабочими производился рас¬чет, и они начинали страдовать. Сенокос — тяжелая работа, но и радостная и веселая. Работали семьями, артелями. Косили в основном мужчины, женщины и дети гребли, ворошили сено. Чем быстрее трава высохнет, тем сено лучше — мягче, ароматнее, питательнее.
Сена требовалось много. Накашивали по 500 пудов и более на одно хозяйство. В сенокос устраивали помочи.
Взрослые и рудничные дети купались в реке Буланка, однако большинство плавать так и не могли — речка мелковата, да и времени на водные забавы не было. Считалось, что купаться можно только до Ильина дня 20 июля (2 августа). «С Ильина дня ночь и вода холод¬на», — говорили старожилы.
Следует заметить, что пили спирные напитки только в праздники, алкоголиков, горьких пьяниц практически не было. В будние дни было не до веселья, они были заполнены тяжелой изнурительной работой. В начале века рудокоп Сафрон Спиридонович Хованов говорил управителю Симских рудников: «Да милый ты мой, золотой! Да разве мы оттого водку-то пьем, что больно любим ее и жить не можем без нее! Да провались она трижды эта водка-то самая! Скушно ведь нам по праздникам, а деваться от скуки некуда... В будни день-деньской работаешь, только о работе и думаешь, о другом думать некогда. А праздник придет, до обеда скотину приберешь, по хозяйству там что-нибудь сде¬лаешь, а после обеда и делать нечего. Скушно сделается... Неграмотные мы... От скуки мы и пьем. Заняться в праздники нечем».
Е.П. Трофимов "Бакал: сквозь призму лет", на фото старая церковь в Рудничном, 1912 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев