Краеведческий отдел библиотеки начинает публикацию материалов из цикла "Трофимовские чтения".
Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала.
У каждого человека есть уголок на земле, который ему дорог. Название ему – малая родина. Недаром самим народом было создано много замечательных пословиц на эту тему. Где родился, там и пригодился. Человек без Родины, что соловей без песни и т.д. Человек должен знать историю своего рода, семьи, города, села. Знать не только сегодняшний день, но и прошлое своего края. Жители нашего города Бакала имеют возможность познакомиться с историей своей малой родины, прочитав работы бакальского краеведа Евгения Петровича Трофимова. Он написал более тысячи очерков, его познавательные статьи часто публиковались на страницах местных газет. Им написаны более пятисот статей для энциклопедии «Челябинская область», «Саткинский район». Им написаны книги: «Бакал сквозь призму лет», «Моя родина – моя судьба», «Сатка и Бакал: люди, факты, жизнь».
Публикуем некоторые отрывки из книги «Бакал сквозь призму лет».
…Народные обычаи горнозаводского Урала чрезвычайно разнообразны и уложить их в какую-то систему трудно.
Автор тем не менее намерен в настоящей главе, помимо описания обычаев и обрядов, нравов жизни рудничных крестьян Старого Бакала, дать некоторые зарисовки старого быта. Хотя многое из написанного в настоящей главе относится к дореволюционному периоду, вместе с тем и до настоящего времени дошли отдельные элементы уклада жизни рудничных крестьян.
Семьи до революции в Рудничном и Катавке были большими. Число детей доходило до 7-8. Семья в каждом появившемся на свет ребенке видела прежде всего рудничного работника – в мальчике будущего рудокопа, в девочке будущую гонщицу.
Дети рано привыкали к работе, даже игры вырабатывали такие навыки, которые могли в будущем пригодиться рудничному рабочему. Поверхностное ознакомление с работой отцов у детей начиналось с возраста 7-8 лет, когда они могли самостоятельно находить дорогу на рудники и приносить отцам и старшим братьям обеды.
По достижении 12-13-летнего возраста ребята начина¬ли знакомиться с работой уже практически. Они садились на облучок двухколесной тележки (колышки) и весь долгий рабочий день ездили от забоя до пожога или до отвала пустой породы и обратно.
Лет через пять, досконально изучив нехитрые обязанности рудокопа, они сами начинали добывать руду, девочки же тянули лямку гонщиц до тех пор, пока не выходили замуж.
Только малосильные и неспособные к тяжелой работе должны были браться за какое-нибудь ремесло, не требовавшее большой мускульной силы, этих людей было, как правило, немного.
Из них выходили сапожники, портные, столяры, плотники и т. д. И хотя эти специалисты, как свидетельствует, в частности, П. В. Огарков, были мастера далеко не первого класса, ведь учиться в Рудничном и Катавке им не у кого было, обмена с городом тогда никакого не было, Бакальские рудники оставались медвежьим углом, тем не менее они свое плотничье или портновское дело старались выполнять на совесть. Хотя их изделия были далеки от красоты и моды, они вполне отвечали нуждам, потребностям «шматов», и если они, т. е. эти изделия не всегда были ладно скроены, то всегда были крепко и на¬долго сшиты.
До революции в Рудничном и Катавке было очень большое конское поголовье. Теперь уже не сохранялись дома с большими подворьями для лошадей и скотины, а они были, как правило, обширными.
Для обслуживания лошадей существовали люди различных профессий, в первую очередь, это, конечно, были кузнецы. Умение быстро и добротно подковать лошадь ценилось рудничными крестьянами и до революции, и после, когда на лошадях выполнялся большой объем работ.
Особый тип людей в Рудничном и Катавке до революции представляли рудничные конные пастухи. Летом большая часть конского поголовья, на это обстоятельство я уже указывал, паслась в 20-30 верстах от рудников. Уследить за полутора сотней лошадей и при этом не потерять ни одной в обстановке гор и тайги, защитить их от хищных зверей, запомнить их масть и принадлежность определенному хозяину, отыскать в лесу отбившуюся от табуна лошадь, суметь перегнать табун на новое, неиспользованное, богатое травой пастбище и жить несколько месяцев или в мало приспособленном балагане, а то и просто ночевать у костра под открытым небом, мог далеко не каждый.
Нужны были для этой тяжелой работы особые способности и навыки, знание животных. Среди рудокопов и прочих обитателей Рудничного и Катавки конные пастухи выделялись резкими манерами, подвижностью и независимостью, в которых проглядывался тип людей, знающих себе цену.
Зорко оберегая вверенные им табуны лошадей, они в то же время не отличались особой щепетильностью по отношению к табунам заводским из Саткинского, Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов и могли при случае увести из заводского табуна понравившегося им коня, зная, что при обнаружении и находке потери они по обычаям того времени забивались владельцами до смерти.
Населения Рудничного и Катавки, безусловно, знало об этих способностях конных пастухов, неизменно выбирая из 3-4 кандидатов в конные пастухи того, за кем шла негласная слава конного вора – в твердой уверенности в том, что если этот человек за сотни верст смог сбыть совершенно в другой губернии лошадь и ничуть при этом не пострадал, то этот же человек сможет так же по одному ему неизвестному пути найти пропавшую из своего табуна лошадь, чего не смогли бы сделать другие. кандидаты, которые такой, с позволения сказать, славы, не достигли.
Продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев