Краеведческий отдел библиотеки продолжает публикацию материалов из цикла "Трофимовские чтения".
Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала.
Браки по любви между молодыми людьми в дореволюционный период были чрезвычайно редки и даже в тридцатые годы в Рудничном и Катавке судьбу молодых определяли родители. Свадьбе предшествовало сватовство, в случае удачного исхода его от свадьбы отделяло 3—4 недели. При выборе жениха играла роль состоятельность родителей, его способность к труду. При выборе невесты обращалось внимание на размер приданого, ее умение выполнять домашние работы, рукодельничать и т. д. И хотя в те стародавние времена рудничные крестьяне понятия не имели о наследственных болезнях, тем не менее при выборе жениха или невесты обращалось внимание, чтобы не было в роду жениха или невесты родственников, как тогда говорили, с «изъяном».
Обращалось, конечно, внимание перед просватаньем на наружность жениха и невесты, на черты их характера, но эти качества играли вспомогательную роль и не они определяли успех сватовства. Обмен женихами и невестами активно шел между Рудничным и Катавкой, Меседой, Первухой, Тюлюком и Петропавловкой. Близкородственные браки не практиковались. Возраст вступающих в брак мужчин редко превышал 22 года, девушки выходили замуж в возрасте 16—18 лет. Добрачные половые связи осуждались сельским сходом как со стороны девушек, так и со стороны парней. И девушка, решившаяся на такой шаг, рисковала на всю жизнь остаться незамужней, если она оставалась жить в Рудничном или в Катавке. Местные «дон-жуаны» тоже испытывали затруднения, когда наступало время женитьбы. И до начала сороковых годов бывали случаи, когда ворота дома, где жили юноша или девушка, вымазывались дегтем в назидание другим, как бы говоря, что здесь живет девушка или парень с недостойным поведением. Это был большой позор: ведь деготь не счищался и не закрашивался. Оставалось одно — покупать новый тес и капитально перестраивать ворота.
Свадебный обряд был достаточно сложен и все действующие лица: невеста, жених, сваха и сват, родители, дружки — разыгрывали как бы красочный спектакль, создававшийся народом веками.
Молодые на свадьбе только пригубливали вино, за этим зорко следил дружка.
На свадьбах исполнялось много обрядовых песен. Пелись величания всем главным участникам «спектакля»: новобрачным, свахе и свату, дружке и др.
Действовал еще в начале пятидесятых годов архаичный обычай, применявшийся в Рудничном: рано утром дружка (дружек) будил молодых и на тарелке подавал большой блин. Молодой муж брал в руки нож и начинал его разрезать: если надрез проводился крест на крест, то все в порядке — невеста оказалась девственницей; если же из блина вырезалось кольцо, то это означало, что у невесты жених был не первый. И рассерчавший отец невесты вешал кольцо на шею растерявшейся вконец своей жены, как бы коря ее за то, что не смогла уберечь дочь.
Хозяином в доме был мужчина, слово его было законом для всех домочадцев. Он являлся практически единственным кормильцем, и в жизни дореволюционной деревни было страшным горем потерять отца семейства. Домостроевские начала в семейном укладе жизни Рудничного и Катавки были достаточно сильны, они проявлялись между мужем и женой и по отношению к детям.
Евгений Петрович Трофимов, отрывок из книги «Бакал сквозь призму лет».
Фото из архива Е.П. Трофимова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев