В-третьих, у вас не будет такого замечательного попутчика, как у нас, и вы не услышите всех этих историй, связанных со съемкой Минска, которые нам рассказывает Македонский.
Ну и, в-четвертых, по секрету, сами крыши не столь уж привлекательны, как вам может показаться, здесь слишком много голубей и слишком мало дворников, чтобы они являли собой образец минской опрятности. За время наших восхождений мы начинаем понимать, что самое ценное в минских крышах — это вид, открывающийся с них, а не на них.
Итак, первая точка съемки — классический, можно сказать, хрестоматийный панорамный вид Минска с башни дома со шпилем рядом со штабом округа.
Преодолев на своем пути множество преград, открыв несколько замков и поднявшись по ажурной сварной конструкции внутри башни, мы выходим на точку съемки.
Здесь нам ассистирует Платон Македонский (семейная традиция давать детям причудливые имена в действии), который «на ты» с цифровым этапом в истории фотосъемки. Сам Македонский предпочитает аналоговые технологии.
На площадке шпиля здания шириной не более метра Македонский-старший ведет съемку и одновременно руководит Джуниором, подсказывая последнему оптимальную постановку кадра. Мы проводим на площадке около получаса, фотографируя город с птичьего полета. МЧС в курсе наших действий, а публика внизу интереса к нам не проявляет.
Во время съемки Македонский вспоминает: как-то он «сидел на крыше, спокойно читал газету» и терпеливо ждал, пока лучи солнца не придадут городскому пейзажу желаемый вид. Вдруг появились сразу две машины МЧС, и доблестные минские пожарные, вдохновленные многочисленными звонками «бдительных горожан», поднявшись по лестницам, блокировали крышу с двух сторон в попытке удержать гражданина с суицидальными наклонностями от рокового шага.
И вот перед вами два снимка: один сделан 15 лет назад, другой — результат наших усилий — в конце июля нынешнего года. Перемены разительные, к сожалению, не в пользу последнего. Что ж, будем надеяться, что через год, когда будет закончена грандиозная стройка на берегу Свислочи, рядом со зданием минского Цирка, панорама вновь обретет свою стройность.
Мы продолжаем демонстрировать вам парные фото в стиле «найди 10 отличий». Мы не будем давать здесь обширные комментарии к снимкам, кадры говорят сами за себя. Не всегда удается повторить фотосъемку с той же точки, что и двенадцать - пятнадцать лет тому назад, часто угол съемки немного отличается. Некоторые снимки той поры делались со строительных кранов и автовышек, а наш нынешний бюджет не предусматривает столь глобальных расходов. Аренда такой спецтехники, как автовышка, обходится в копеечку. Поэтому наша стихия—башни, крыши и балконы. Ну, и «земная твердь», конечно.
Македонский, вспоминая советский размах, рассказывает историю о том, как во времена СССР ему было дано задание провести фотосъемку нового ИЛ-62.Тогда для фотосессии фотографу выделили два ИЛа (!). Македонский летел на одном самолете и по радиосвязи командовал пилотом второй машины, направляя ее на требуемый пейзажный фон.
Нам нечего противопоставить советскому размаху, мы вздыхаем и направляемся по берегу Свислочи к следующей точке съемки. Этот вид радует, он кажется нам гармоничным, и нарисовавшийся силуэт здания «Славянского квартала» неплохо накладывается на контуры отеля «Планета», этой классики советского гостиничного дела, уравновешивая высотку Федерации профсоюзов Беларуси по ул. Победителей, 21.
Фотографируем в районе Комаровки, для сравнения у нас есть снимок площади перед крытым рынком, сделанный Лолием Махмутовичем 15 лет назад. Ракурс немного другой, но перемены сразу бросаются в глаза. На старом снимке нет фонтана и скульптурной группы авторства Владимира Жбанова (казалось бы, они стоят здесь испокон века, на самом деле они появились на площади лишь в 2001 г.), нет здания на углу ул. Куйбышева и ул. Веры Хоружей. Зато есть много грузовиков, фур, контейнеров и каких-то загончиков, где кипит оживленная торговля продуктами питания, есть деловитые бабушки с авоськами, и кругом очереди, очереди, очереди. Это фото замечательно передает атмосферу Комаровки середины 90-х прошлого века — не самое безоблачное время в жизни минчан. На новых снимках площадь перед зданием рынка выглядит вполне цивилизованной и пустынной по сравнению с фото из прошлого века.
Комментарии 1