Ежегодно в пасхальное воскресенье христианский мир празднует воскресение Иисуса. Согласно христианскому учению Сын Божий в своём физическом теле восстал из мёртвых. Апостол Павел в Письме к коринфянам писал: «…а если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Следует ли толковать воскресение Христа в физическом смысле?
Чтобы получить ответ на вопрос, что же тогда на самом деле произошло, нам нужно осветить следующие аспекты:
— Действительно ли Иисус умер?
— Как объяснить пустой гроб, найденный после Его распятия?
— Согласуется ли воскресение во плоти с Законами Творения?
— Что же действительно увидели ученики, написавшие Новый Завет?
Представьте себе: римское распятие, да ещё бичевание перед этим, да пробитые гвоздями руки и ноги — и в итоге грудь, пронзённая копьём! Разве кто-то может выжить после этого?!
Прежде всего следует исходить из того, что Иисус действительно принял смерть на кресте, даже если появляются «сведения» о том, что Иисус всё-таки выжил после всех пыток. С моей точки зрения, крестная смерть Иисуса не может рассматриваться как мнимая, после которой Он якобы мог ожить.
Как же тогда объяснить пустой гроб, о котором сообщают все четыре евангелиста?
У нас нет оснований не доверять Библии. Объяснение, что близкие Иисусу люди перенесли Его тело в надёжное место, чтобы защитить от надругательств, было бы вполне убедительным. И пустой гроб ни в коем случае не является доказательством телесного воскресения.
Можно сказать, что воскресение физического тела по своей сути не соответствует Законам Творения. Именно эти Законы проявляются в Совершенной — и тем самым Неизменной — Божьей Воле. Всё происходит в рамках этих закономерностей, даже если они ещё не до конца изучены наукой. Мы говорим об излечении болезни как о «чуде» лишь потому, что пока не в состоянии распознать законы, лежащие в основе этого события. Наука есть не что иное, как попытка познать данные Богом Законы и использовать их. Религия и наука должны прийти к единению, им непозволительно противоречить друг другу.
Однако до нас дошли предания, например о «непорочном зачатии» или «воскресении земного тела Христа», которые фактически не соответствуют Законам Творения и потому нуждаются в переосмыслении.
Если Иисус физически мог «воскреснуть из мёртвых», то это означает, что не исключена возможность и других «чудес». Он мог бы не рождаться от Марии, а сразу в тридцатилетнем возрасте спуститься с небес. Он мог бы также сойти с креста. Но как раз подобные «чудеса» невозможны. Если Божья Любовь воплотилась на Земле в человеческом облике Иисуса, то Его жизнь подчинялась господствующим на ней Божественным Законам. Так как же следует понимать воскресение Христа?
Согласно сообщениям в Евангелии, некоторые из близких Христу людей видели Его после смерти. Но могли ли они видеть Христа во плоти? Не логичнее ли предположить, что видимым стало только тело души Христа, поскольку Иисус перед своим возвращением на Небеса ещё раз предстал перед немногими избранными?
Подтверждением этому является тот факт, что Иисуса видели лишь некоторые, тогда как другие сомневались. И слова «…так что они не узнали Его» (Лк. 24, 16) можно истолковать как указание на то, что им явилось не земное тело Христа, которое было бы зримо всеми. Можно ли иначе объяснить, что ученики, так долго шедшие за Иисусом, не узнали Его?
В других местах сказано: «…и увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28, 17); «После сего явился в другом образе…» (Мк. 16, 12); «…уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых» (Ин. 21, 14).
Обращают на себя внимание и другие строки: «…двери дома… были заперты… пришёл Иисус» (Ин. 20, 19), «Тогда открылись у них глаза» (Лк. 24, 31). Земное тело не может пройти сквозь стену, а эфирно-вещественная оболочка — очень легко. Для того чтобы ученики Иисуса смогли узнать эфирно-вещественное тело Иисуса, у них должны были открыться эфирно-вещественные глаза. То есть они должны были стать ясновидящими. Пережив сильное душевное потрясение, связанное с распятием Учителя, они оказались внутренне подготовлены к тому, чтобы ещё раз увидеть Иисуса. При этом им на долю выпало ещё одно знание: жизнь продолжается и после земной смерти!
Эти наполненные надеждой мысли и сегодня могли бы сопровождать пасхальные дни.
Вера в чудо воскресения земного тела Христа связана со многими вопросами и сомнениями. Я думаю, пришло время освободиться от этого. Миссия Иисуса заключалась не в том, чтобы дать распять Себя за нас, а в том, чтобы принести нам Послание Любви, которое поведёт нас — если мы последуем за ним — в Царство Божье и которое духовно разбудит нас и позволит воскреснуть! Ясно представить себе всё это — вот в чём истинный смысл пасхального воскресенья.
Клаус Торнай
перевод с немецкого
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев