Тайны славянского дома. Что такое подзор и в чем его тайный смысл
Раньше кровати делали высокими, повыше от холодного пола и ближе к теплу. И еще место под кроватью становилось местом для хранения каких-то вещей, утвари, так как шкафов не было, либо было мало. Пространство под кроватью как раз и закрывал подзор. Это его первое обиходовое предназначение.
Подзоры в самобытных интерьерах деревенских домов:
То есть подзор – то, что традиционно стелется под матрас. Сейчас называют его еще юбкой для кровати. Он шире простыни, которой покрывают матрас, подгибается под него. Один край подзора богато украшается и спускается почти до самого пола. Изысканность и богатство отделки зависит только от мастерства и желания хозяйки дома. Это может быть кружево, ручная вышивка, вязание крючком.
Варианты подзоров:
Для наших Предков подзор - прежде всего обереговая защита сакрального спального места от негативного воздействия из вне, от потусторонних сил. Они обычно украшались защитным узорочьем (вышивкой) по мотивами птиц, коней, растительных орнаментов, связанных с образом плодородия земли и человека. Вышивка на подзорах - это одна из составляющих художественного творчества и мастерства хозяйки - рукодельницы. В кружевах запутывалось зло, негатив и не допускалось выше. Все это служило для защиты супругов, роженицы, детей и Рода в целом.
Вот такая кровать сохранилась у меня дома. Она моей мамы , подзоры и накидка на подушки помнят еще мою бабулечку... Тепло, уютно, ворох воспоминаний о детстве...
Кровать моей мамы, подзоры бабули
Подзор может быть красивой частью убранства спальной комнаты и в наши дни. Он может быть выполнен как в виде нижней простыни, которая крепится на резинке к самому матрасу, так и крепиться отдельно на основание кровати:
А ещё подзоры были строченые (ришелье) на швейной машине -- на 9-м фото как раз такой. Подзор не всегда заправлялся под матрац, кое где было принято накладывать его сверху на перину с одеялом на полширины кровати. В этом случае перед сном его убирали, а утром опять стелили. Заправить кровать было целым ритуалом! Чтобы все было ровненько, гладенько -- собственно, кровать и являлась самым привлекательным местом в тогдашней скромной обстановке. Гардероб, "горка" для посуды, табуретки, стулья (хорошо, если "венские" с гнутым верхом) все наипростейшее, а часто и самодельное. Это быт конца 50-х и до 2-й половины 70-х в деревнях, поселках. А ещё половики -- попроще, рисунок поперечными дорожками и "выкладные", уже с рисунком. Тут уж весь вид зависел от принесенного исходного материала (клубков из настриженных полосками и скрученных веретеном старых вещей). Ну и, естественно, мастерства ткачихи. Мне свекровь дарила в первые годы нашей жизни: клубки готовила сама и...ЕщёА ещё подзоры были строченые (ришелье) на швейной машине -- на 9-м фото как раз такой. Подзор не всегда заправлялся под матрац, кое где было принято накладывать его сверху на перину с одеялом на полширины кровати. В этом случае перед сном его убирали, а утром опять стелили. Заправить кровать было целым ритуалом! Чтобы все было ровненько, гладенько -- собственно, кровать и являлась самым привлекательным местом в тогдашней скромной обстановке. Гардероб, "горка" для посуды, табуретки, стулья (хорошо, если "венские" с гнутым верхом) все наипростейшее, а часто и самодельное. Это быт конца 50-х и до 2-й половины 70-х в деревнях, поселках. А ещё половики -- попроще, рисунок поперечными дорожками и "выкладные", уже с рисунком. Тут уж весь вид зависел от принесенного исходного материала (клубков из настриженных полосками и скрученных веретеном старых вещей). Ну и, естественно, мастерства ткачихи. Мне свекровь дарила в первые годы нашей жизни: клубки готовила сама и заказывала ткать -- очень симпатичные были. Это без малого 60 лет тому назад.
Я сохранила 3 подзора от бабушки, красота. Украина, Черниговская область, всё в доме было вышито, выбито. Хату белили 2 раза в год, всё выстирывалось, крахмалилось, отглаживалось, запах чистоты и свежести. Дорожки тканые, скатерти, занавески, иконы обрамлялись вышитыми полотнами. Швейная машинка была у бабушки крутая, импортная, столько лет служила ей. Красота конечно.
Убранство то хорошее. Но стирать потом замучаешься Если есть кошки оторвут когтями. Обычно там почитали под кроватью сундуки и ещё что либо . У нас на юге России такого практически нет. Потому что регион пыльный.
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Сочетание цветов в одежде - это один из наиболее важных аспектов моды и стиля. Цвета могут влиять на настроение, подчеркивать индивидуальность и даже определять статус. В народном костюме, сочетание цветов имело еще большее значение, так как оно было связано с культурой, традициями и религиозными верованиями. Традиционный народный костюм занимал важное место в жизни крестьян и имел свою уникальную палитру. Красочность цветов в костюме могло указывать на социальное положение или возраст носителя. Свадебные и праздничные наряды, особенно зажиточных крестьян, очень яркие и представляют собой сложные цветовые сочетания, одежда же стариков намного скромн
Для нас сейчас ложка - стандартный и обыденный прибор, что чайная, что столовая. У наших же Предков она слыла не только бытовым предметом, но и достаточно важной личной вещью. В ходу тогда были большие ложки, которыми одинаково хорошо и кашу наваристую и суп есть.
Стоят за Русь славянские мадонны. И уж таков наш воинский уклад - Коль меч уронит витязь пораженный, Подруга вскинет доблестный булат. И никакие горести и беды Сломить не смогут верности её, Несём мы на щитах своих, ПОБЕДА, Святое имя женское твоё!
Художница ловко сочетая эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы, умудряется передать неповторимый колорит своего народа и ту тонкую и элегантную красоту, кроющуюся в жестах, во взглядах, в деталях. Героини её творчества – красивые женственные девушки, обладающие изяществом, мудростью, элегантностью, таинственностью, скромностью и застенчивостью. И каждый раз, глядя на ту или иную работу, понимаешь, что в неё был вложен огромный труд, переживания и частичка души.
Сейчас для нас традиция принести в дар букет цветов естественна. Это приятное дополнение к основному подарку на любой праздник и желанный знак внимания для всех женщин. Но задумывались ли вы, сколько лет этой традиции и откуда она пошла?
Родная одежда преображает, защищает, дарит спокойствие и гармонию!
Да, действительно преображает! В народной одежде лица все красивые, по-особенному родные и вызывают доверие. Прекрасные женщины выглядят еще роскошнее, богаче, ярче и есть какая-то наша русская красота, простая и понятная.
Рушник сотни лет оберегает углы, оконные проёмы, свадьбы, праздники. Зачастую он размещается в "красном углу" избы, где стоят кумиры (чуры) Родных Богов. Недаром гласит народная пословица:
Пример реконструкции костюма молодой зажиточной замужней женщины племени вятичей второй половины XI
"Весь комплекс костюма базируется на археологии, осмысленной через этнографию. Главная идея заключается в том, что в археологии на реконструируемое нами время найдено крайне мало вещественных доказательств, для того, что бы составить полноценный комплекс. Не хватает многих деталей, в связи, с чем нам приходится додумывать и делать так называемые «версии» костюмов. Чтобы эта версионность была приближена к народной практической мысли и имела под собой хоть какие-то источники, я обратилась к этнографии, в которой до начала XX века просуществовал понёвный костюм.
В понёвном комплексе наиболее ярк
Кичка: старинный русский головной убор замужних женщин.
Те, кто читает мои статьи уже ведает, что я часто пишу о том, что наша родная одежда несёт огромную смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывают о жизни людей, оберегают и вдохновляют. Традиционная одежда славян - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. А есть ещё и глубинный: тайна предназначение человека, тайна бытия.
Комментарии 251
Заправить кровать было целым ритуалом! Чтобы все было ровненько, гладенько -- собственно, кровать и являлась самым привлекательным местом в тогдашней скромной обстановке. Гардероб, "горка" для посуды, табуретки, стулья (хорошо, если "венские" с гнутым верхом) все наипростейшее, а часто и самодельное. Это быт конца 50-х и до 2-й половины 70-х в деревнях, поселках.
А ещё половики -- попроще, рисунок поперечными дорожками и "выкладные", уже с рисунком. Тут уж весь вид зависел от принесенного исходного материала (клубков из настриженных полосками и скрученных веретеном старых вещей). Ну и, естественно, мастерства ткачихи. Мне свекровь дарила в первые годы нашей жизни: клубки готовила сама и...ЕщёА ещё подзоры были строченые (ришелье) на швейной машине -- на 9-м фото как раз такой. Подзор не всегда заправлялся под матрац, кое где было принято накладывать его сверху на перину с одеялом на полширины кровати. В этом случае перед сном его убирали, а утром опять стелили.
Заправить кровать было целым ритуалом! Чтобы все было ровненько, гладенько -- собственно, кровать и являлась самым привлекательным местом в тогдашней скромной обстановке. Гардероб, "горка" для посуды, табуретки, стулья (хорошо, если "венские" с гнутым верхом) все наипростейшее, а часто и самодельное. Это быт конца 50-х и до 2-й половины 70-х в деревнях, поселках.
А ещё половики -- попроще, рисунок поперечными дорожками и "выкладные", уже с рисунком. Тут уж весь вид зависел от принесенного исходного материала (клубков из настриженных полосками и скрученных веретеном старых вещей). Ну и, естественно, мастерства ткачихи. Мне свекровь дарила в первые годы нашей жизни: клубки готовила сама и заказывала ткать -- очень симпатичные были. Это без малого 60 лет тому назад.
Если есть кошки оторвут когтями. Обычно там почитали под кроватью сундуки и ещё что либо . У нас на юге России такого практически нет. Потому что регион пыльный.