Один сказал: «Нам этой жизни мало», Другой сказал: «Недостижима цель», А женщина привычно и устало, Не слушая, качала колыбель. И стертые веревки так скрипели, Так умолкали — каждый раз нежнее! - Как будто ангелы ей с неба пели И о любви беседовали с ней.
Г. В. Адамович.
У наших Предков, с древних времен, в ходу были колыбельки, зыбки, люльки. Устроены они были по-разному, но цель преследовали одну - убаюкать ребенка, укачать его на сон и защитить на тонком плане.
Кроме того, колыбель всегда отождествляли с лоном матери, из которого только что появился на свет ребенок. Младенца оберегали от нечистой силы и сама округлая форма колыбели уже была одним из оберегов.
Виды колыбелей:
Легкая зыбка, сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к продольной потолочной балке. Как правило, делали его из молодой березы - она хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно. Это, наверное, самая распространенная с древности конструкция колыбели, прошедшая испытания веками, а, значит - действенная.
Немного ближе к нашим дням появилась колыбель в виде обшитых холстом пяльцев, которые подвешивались за углы на веревках.
А у городских людей встречалась другая форма люльки – напольная и раскачивающаяся - прародитель современных напольных детских кроваток с маятниковой конструкцией для укачивания.
Колыбель хотя и менялась, старые "модели", при этом, не теряли ни эффективности, ни популярности... Редко что бывает так "устойчиво" и постоянно как качающаяся колыбель...
Зачастую прежде чем положить в колыбель младенца, наши Предки клали туда куклу-мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка. Эта кукла должна была защищать ребенка, где бы он не находился.
Из чего сотворяли колыбель? Чаще всего выбор дерева падал на священные для нашего народа: дуб, березу, иву, орешник. Такая колыбелька дарила здоровье чаду. Из явора делали колыбели для мальчиков, чтобы те росли крепкими, здоровыми и были защитниками своей семьи. Калиновая колыбель символизировала бессмертие рода. Только никогда не делали зыбки из осины.
Кто изготавливал колыбель? Отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку, а мамка и бабушки делали полог, подушку и матрасик.
Матрасик для девочек делали из пшеничной соломы, считая ее знахарем души, тела и оплодотворяющего начала, а для мальчиков - из ржаной, которая наполняла малыша энергией земли и способствовала росту.
Под подушку в колыбель младенцу клали различные травы: чабрец, мяту, бессмертник, душицу, полынь — они влияют на здоровье и хороший сон.
Простыни и наволочки подушек всегда были светлых оттенков, на них вышивали обережные символы Рода в котором появился младенец.
В качестве полога для защиты от насекомых, света и злых сил использовали также родильный рушник (статья на эту тему: Родильный рушник - мостик в мир
https://ok.ru/lubaslava/topic/155872213732652
), юбку или понёву матери.
До какого возраста спал малыш в колыбельке? Как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестренка), его клали на общую постельку. В крестьянских домах не было отдельных детских кроваток, дети спали вместе на полатях, а до этого малыши спали 2-3 года в зыбке.
На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках деревца, птицы, лазоревые цветочки. Колыбель передавали из поколение в поколение и много малышей вырастало в ней.
Сейчас, конечно мало кто сам изготавливает колыбели своим детям, шьёт постельное белье и полог. Если вы заказываете эти предметы у мастеров, то обязательно поинтересуйтесь их характерами и судьбой, ведь через руки мастера передаётся большое количество энергии в вещь, которую он создаёт. А для маленького человечка энергия его кроватки обязательно должна быть светлой !
Использовалась люлька издревле и сейчас не утратила своей пользы. Удобно, практично и уютно!
И я вырос в зыбке . В Сибири в те времена нас поили молоком из коровьего рожка . Острый край рожка отпиливали и прожигали отверстие жигалом ( острый гвоздь нагретый в железной печке до красна ) . Из рожка же делали и гребни двухрядные для расчёсывания волос . Зыбка крепилась к матке ,с пружиной на крюк вбитый в неё . ( Матка - средний брус в избе ,под неё на счастье ложили старинные монеты ) Я участвовал в разборах старых изб ,под маткой мы и находили монеты ,разных достоинств дореволюционного образца ,например : 1824 года .ё У наших предков если родился мальчик ,его сначала омывают в водах купели ,в которой он родился ,а потом очень тщательно обтирают рубахой матери ,чтобы он рос внимательным и заботливым ,как его мать ,и пеленают в рубаху Отца ,чтобы он рос здоровым и сильным ,как его Отец . А если рождается девочка ,то её после купания в купели ,обтирают отцовской рубахой ,чтобы она обрела доброту ,здоровье и выносливость и пеленают в рубаху матери ,чтобы она переняла у матери всю л...ЕщёИ я вырос в зыбке . В Сибири в те времена нас поили молоком из коровьего рожка . Острый край рожка отпиливали и прожигали отверстие жигалом ( острый гвоздь нагретый в железной печке до красна ) . Из рожка же делали и гребни двухрядные для расчёсывания волос . Зыбка крепилась к матке ,с пружиной на крюк вбитый в неё . ( Матка - средний брус в избе ,под неё на счастье ложили старинные монеты ) Я участвовал в разборах старых изб ,под маткой мы и находили монеты ,разных достоинств дореволюционного образца ,например : 1824 года .ё У наших предков если родился мальчик ,его сначала омывают в водах купели ,в которой он родился ,а потом очень тщательно обтирают рубахой матери ,чтобы он рос внимательным и заботливым ,как его мать ,и пеленают в рубаху Отца ,чтобы он рос здоровым и сильным ,как его Отец . А если рождается девочка ,то её после купания в купели ,обтирают отцовской рубахой ,чтобы она обрела доброту ,здоровье и выносливость и пеленают в рубаху матери ,чтобы она переняла у матери всю ласку ,любовь,заботу и внимание ,а также способность вести домашнее хозяйство и рожать в будущем здоровых и сильных детей . После купания в купели ,в которой рождался ребёнок,его сначала прикладывали к материнской груди ,чтобы он познал первый источник Силы Жизни ,а потом ,но только утром ,когда восходит Ярило - Солнце ,Отец торжественно выносил из бани младенца ,показывая его всем Небесным Богам ,восходящему Солнцу и Матери Природы ,чтобы он познал другие источники Силы Жизни . После представления младенца стихиям жизни его переносили в жилище ,где представляли ребёнка Куммирам Древних Родовых Богов ,Священному Огню домашнего Очага и домовому ,чтобы они покровительствовали и защищали нового члена Рода . Чтобы покровительство Небесных и Родовых Богов ,а также стихий было полным ,люльку или колыбель для ребёнка подвешивали посредине горницы ,и она находилась как бы посредине между Небесами и Землёй . После того ,как новорождённого познакомили с новым окружающим Миром ,ему перевязывали пуповину льняной нитью ,сплетённой с волосами Отца и матери и перерезали её . Пуповина перерезалась только после того ,как ребёнка показывали восходящему Солнцу ,делалось это для того ,чтобы у младенца была долгая и светлая жизнь . Если утро было пасмурным ,то пуповину перерезали на второй ,третий и даже на седьмой день ,пока ребёнок не увидит восход и лучи Ярилы - Солнца ...
Очень интересно!Спасибо,Любаслава!И комментарий Геннадия очень познавательный,но...о пуповине как-то не совсем ясно:ПЕРЕРЕЗАЕТСЯ она при рождении младенца!Видимо,отрезается длинный её кусок после показа ребёнка Ярилу?И опять-таки:неперевязанный пупок-это открытый вход для микробов...Что-то не могу осознать и принять такой обычай!
А у нас была тоже люлька, но это было в 1963 году и люлька висела на пружине, на крюке , вбитом в матку( бревно на потолке, а на нем лежали доски потолка.) Жили мы в маленьком домике, третьему ребенку некуда было поставить кроватку. Дедушка смастерил люльку. В ней я качала свою сестрёнку Верочку. Фото люльки не сохранилось, а вот моя карета сохранилась.
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Пример реконструкции костюма молодой зажиточной замужней женщины племени вятичей второй половины XI
"Весь комплекс костюма базируется на археологии, осмысленной через этнографию. Главная идея заключается в том, что в археологии на реконструируемое нами время найдено крайне мало вещественных доказательств, для того, что бы составить полноценный комплекс. Не хватает многих деталей, в связи, с чем нам приходится додумывать и делать так называемые «версии» костюмов. Чтобы эта версионность была приближена к народной практической мысли и имела под собой хоть какие-то источники, я обратилась к этнографии, в которой до начала XX века просуществовал понёвный костюм.
В понёвном комплексе наиболее ярк
Кичка: старинный русский головной убор замужних женщин.
Те, кто читает мои статьи уже ведает, что я часто пишу о том, что наша родная одежда несёт огромную смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывают о жизни людей, оберегают и вдохновляют. Традиционная одежда славян - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. А есть ещё и глубинный: тайна предназначение человека, тайна бытия.
Прототипы игральных карт, изготовленные, за редким исключением, по фотографиям бала 1903 года
Все участники бала 1903 года в Зимнем дворце были отфоторафированы и это стало причиной воплощения их образов в игральных картах. Исключением стал лишь пиковый король - его прототипом выступил Иван IV Грозный. В 1911 г. немецкая фабрика «Дондорф» создала эскизы для памятной колоды карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Еще больше снимков с бала - ТУТ
Головной платок с таким интересным названием – зануздалка – использовался донскими казачками либо в холодную и ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае, дабы защитить лицо от холодного степного ветра казачки надевали теплые шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки. Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин, оставляя открытыми только глаза.
... поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. "Зануздалка" была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная
Раскрашенные снимки бала 1903 года в Зимнем дворце
На знаменитом маскараде в честь 290-летия дома Романовых вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Придворные дамы появились на балу в сарафанах и кокошниках, а кавалеры — в костюмах стрельцов и сокольничих. Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича», которое сейчас хранится в Оружейной палате, а императрица Александра Федоровна выбрала наряд царицы Марии Ильиничны.
Жительницы Торжка, что в Тверской губeрнии, в XIX вeке носили роскошный головной убор – «укрут». Украшенный жeмчугами и зoлoтым шитьем «тверской укрут» прикрывался сверху расшитым золотом белым платком. Золотое шитьe укрaшало всю вeрхнюю чaсть кисeйных рукавов и низ кисейных же фартуков, являясь предметом особенной гордости модниц. Федор Григорьевич Солнцев изобразил прекрасные нaряды с великолепным гoловным убoром на своих знаменитых акварелях.
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу.
Когда одна, а когда две. До замужества девушки носили одну косу. Две косы носили замужние женщины. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник. Девушка носила одну непокрытую косу, под венец шла простоволосой, а во время обряда другие женщины переплетали одну косу на две, которые венком укладывали на голову и укрывали волосником или повойником, обозначая новый высокий статус "мужней жены". Сакральность переплетения кос не случайна - ибо с этого времени он
Комментарии 251