В XIX веке, да и в начале XXвека действительнo не былo эффективных oмoлаживающих средств, пoэтoму женщинам былo слoжнее пoддерживать красoту, и oни внешне старели быстрее. Правда и тo, чтo из-за тяжелых услoвий жизни крестьянки (а их былo бoльшинствo) и бедные гoрoжанки, тoже теряли красoту дoсрoчнo. Нo мнoгим не нравятся и фoтo юных дев, и барышень из oбеспеченных семейств . Да и на пoртретах, кoтoрые oбычнo льстят, женщины частo страшненькие. С другoй стoрoны вo все времена вooбще далекo не все женщины красивы и даже симпатичны. Чтo тoгда, чтo сейчас. Не будем льстить нашим сoвременницам. Нo мнoгoе зависит oт вкусoв кoнкретнoгo времени, а еще сoциальнoгo слoя. Да и "тюнинг" в тo время уже был.
В крестьянскoй среде кoтирoвались девушки с фoрмами. Вoт чтo пишет сo слoв местных жителей князь Тенишев o крестьянах Владимирскoй губернии кoнца XIX - начала XX века:
Эталон красоты девушки: плавная походка, скромный взгляд, высокий рост, густые волосы, полнота, круглота и румянец лица
По воспоминаниям современников, нравились девушки веселые, бойкие, которые за словом в карман не полезут. В целом ценилось все, что указывает на физическое здоровье и способность к физическому труду. Крестьянские девушки с двух приложенных фотографий Вильяма Каррика, скорее всего, многим нравились. Среди мещан обычно вкусы не сильно отличались от деревенских.
Красавицы-аристократки, конечно, имели свои отличия, например, светлую кожу, которую всячески защищали от солнца. Иногда в постах о стандартах красоты того времени пишут о чахлых девах, пьющих уксус и делающих другие сомнительные вещи, чтобы быть бледными. Но, вероятно, это больше миф, чем реальная практика. Иметь светлую кожу без загара или бледный чахлый вид - абсолютно разные вещи. Наоборот, котировался здоровый и свежий цвет лица.
Насчет фигуры тоже не все однозначно. С одной стороны в описании светских (да и не очень) красоток часто подчеркивается тонкая талия, а иногда и встречаются параметры, до которых утягивали их корсетом, прикладывают фото дам с осиными талиями. Но во-первых, сами женщины тогда были ниже и миниатюрнее современных. Наталья Гончарова резко выделялась на фоне других женщин очень высоким ростом, а он был около 175 см. Большинство ее современниц было намного ниже. Это можно заметить и по платьям, выставленным в музеях. К тому же часто женщины имели много детей, а многодетной матери трудно сохранить осиную талию. Потенциальными невестами барышни считались лет с 16 и к 25 не редко уже имели 2-3 ребенка. Та же красивая в юности Долли, жена легкомысленного брата Анны Карениной, к 34 годам родила 7 детей. Да и если посмотреть на пикантные фото конца 19 - начала 20 века (так называемые "французские открытки" были весьма популярны), то там девушки вполне нормального телосложения. Купцы тоже славились любовью к женщинам с формами, часто пышкам. Поэтому утянутыми в корсет осиными талиями на практике могло похвастаться совсем небольшое число женщин.
Давайте обратим внимание, как описывали красавиц классики:
У той же Анны Карениной были "блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза", "улыбка, изгибавшая ее румяные губы", "полные руки", "красивые широкие плечи", "полный стан" и маленькие ручки.
Элен Безухова - "высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей", обладала "античной красотой тела" и обворожительной улыбкой.
Катерина Маслова, которая тоже считалась красивой, имела полную шею и грудь, небольшие широкие руки.
Пушкинская Ольга Ларина, которая считалась красивее сестры, была "кругла, красна лицом", имела "локоны льняные, глаза, как небо, голубые" и свежий румянец.
У Достоевского "Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность". Вообще пухлые губы у красоток того времени не котировались, также как и скулы.
Худое лицо было только у Настасьи Филипповны, и это было результатом душевных терзаний, а никак не достоинством. "Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек."
"Худое и губастое лицо" было у малоприятной и вульгарной Раисы Петерсон из "Поединка" Куприна. Красавица 19 века чаще круглолица (выступающие скулы только для подчеркивания азиатского происхождения или чрезмерной худобы), светлокожа, но с румянцем, имела красивые полные плечи (явно не с выступающими ключицами), красивый бюст (но совсем не обязательно пышный, а чаще как у какой-нибудь статуи Афродиты) и обязательно с маленькими ручками и ножками.
Индустрия красоты в то время уже была, и весьма серьезная, хотя и доступная далеко не всем. И "натуральностью" отличались не все красотки. Декоративная косметика давно уже существовала (также как и огромное количество женщин, не умеющих ей пользоваться). Известно, что первые балы при электрическом освещении часто оборачивались конфузами, потому что женщины привыкли делать макияж для освещения с использование огня, а при электрическом такой раскрас их уродовал. Такая ситуация, например, описана у Гиляровского в "Москве и москвичах". Была и пудра, и румяна, карандаши для глаз (обычно на основе сурьмы, такие и сейчас популярны в восточных странах), и разные помадки для укладки волос (которыми пользовались и мужчины), и много чего еще помимо примитивного клише вроде муки да свекольного сока. Использование "донорских" волос было популярнее, чем сейчас. Кто-то покупал чужие косы и использовал как шиньон, кто-то носил парик, кто-то собирал с расчесок свои собственные выпавшие волосы и, набрав много, делал "добавку" из них. Описывая Анну Каренину, Толстой даже упомянул, что у нее были свои густые вьющиеся волосы без "примесей". А вот Китти Щербакова как раз этим пользовалась. Для блеска глаз некоторые закапывали в глаза белладонну, которая зрение, да и вообще была ядовита.
Или возьмем красавиц Пушкинской эпохи. За полячкой Стефанией Радзивилл ухаживало множество мужчин, включая князя Юсупова и, по слухам, Пушкина. Кое-кто из поклонников даже в прямом смысле от любви зачах. Хотя по современным меркам она на любителя.
А вот Ольга Массон, одна из самых известных и востребованных куртизанок того времени. Ходила даже известная байка о том, как Пушкин пытался и с ней поближе познакомиться, а та так и не пустила его к себе в дом, то ли потому что была в тот вечер занята другим клиентом, то ли из опасения заразить симпатичного ей поэта срамной болезнью.
Представления о красоте изменились. Современные красавицы, скорее всего, в 19 веке тоже понравились бы далеко не всем.#женщина #женственность #красота #русскаякультура
Комментарии 180
Нет волнений, что где то ботокс вылезет шишкой
Не было бьюти-индустрии, поэтому женщины выглядели более натурально, хотя жертвы красоте тоже приносили. Китаянкам с детства бинтовали стопы. На уродливых, искривлённых крошечных ножках передвигаться было тяжело. Но это считалось красивым! Из Европы пришла мода носить корсеты. Талия в рюмочку, красиво! С возрастом спина оставалась прямой. Но как это пагубно сказывалось на здоровье. В наше время нам навязывает стандарты и предлагает спектр услуг бьюти-индустрия. Каждой женщине хочется быть красивой, выглядеть ухоженной, а публичным людям это необходимо. Сейчас время больших возможностей, поэтому каждая подбирает для себя образ и стиль.
Идеально красивые женщины во все времена большая редкость. Хорошенькие, симпатичные, милые, спортивные, но женственные сейчас встречаются реже и реже. Об этом даже речи не идёт, а хотелось бы. Ведь секрет и ...ЕщёКрасота - категория философская. Стандарты красоты существовали всегда. Они менялись от эпохи к эпохе. Посмотрите на живописные портреты разных эпох.
Не было бьюти-индустрии, поэтому женщины выглядели более натурально, хотя жертвы красоте тоже приносили. Китаянкам с детства бинтовали стопы. На уродливых, искривлённых крошечных ножках передвигаться было тяжело. Но это считалось красивым! Из Европы пришла мода носить корсеты. Талия в рюмочку, красиво! С возрастом спина оставалась прямой. Но как это пагубно сказывалось на здоровье. В наше время нам навязывает стандарты и предлагает спектр услуг бьюти-индустрия. Каждой женщине хочется быть красивой, выглядеть ухоженной, а публичным людям это необходимо. Сейчас время больших возможностей, поэтому каждая подбирает для себя образ и стиль.
Идеально красивые женщины во все времена большая редкость. Хорошенькие, симпатичные, милые, спортивные, но женственные сейчас встречаются реже и реже. Об этом даже речи не идёт, а хотелось бы. Ведь секрет и притягательная сила красоты кроется в женственности.
Что касается восприятия. На любую женщину, да и мужчину тоже, нужно смотреть не с критикой, а с желанием разглядеть красивое. Тогда, действительно все женщины будут прекрасны. Ведь, если человек - венец творения божьего, то он гармоничен, красив изначально, особенно это касается женщин.