Тайны славянского дома. Куда скачет конь на крыше русской избы?
Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии - знак устремления. Но только русский мужик догадался посадить его на крышу, уподобляя свой дом под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать подобного не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. "Я еду к тебе, в твои лона и пастбища" - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.
С. А. Есенин, 1918, Ключи Марии
Наша отчизна велика, её обширная территория обусловила разнообразие природы, традиций, одежды, архитектуры. Так, деревянные строения на одном конце державы, могут значительно отличаться от строений на другом ее конце, как узорами и украсами, так и внешней отделкой. Но одна деталь при этом смогла объединить большинство жилых построек славян.
Если на уровне обывателя познакомиться с азами традиционного деревянного зодчества, то мы узнаем, что главенствующая деталь любого жилища - охлупень. Так называют бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Его также именуют: "голова" дома, "князь" ("кнес"), "князек". Именно в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты древнего зодчества. У славян, по большей части, охлупень имел декоративное скульптурное завершение в виде головы коня.
Лошади - священные животные для наших Предков. Образ коня связан со светлыми Богами. Считалось, что он хранит человека от сил зла, поэтому был тесно связан с укладом жизни людей и играл особую роль во время проведения сезонных праздников, на свадьбах, и даже в погребальном обряде.
Несомненно, это образ коней, запряженных в колесницу, которая несёт Ярило - Солнце по небосводу. Днем Солнце освещает и согревает мир живых, а ночью проплывает над миром мёртвых. Со временем Бог забылся, или этих богов стало много, но огненные кони и божественная колесница, как образ доброй жизненной силы, остались в генетической памяти народа.
С тех времен до нас и дошло устойчивое выражение "конёк крыши", хоть коней в оригинальном исполнении на крышах давно нет. Но теперь мы ведаем, что в старину на крыше деревянной избы были резные коньки, которые служили не только украшением, но и оберегом, имели сакральное значение для проживающих под крышей людей.
Рассматриваемый элемент в русских деревнях издревле был предметом особой гордости хозяина дома и стимулом к творческому соревнований. Конёк не обязательно должен быть в одиночном исполнении, например на крышах домов русского севера встречались двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. А изобретательные мастера к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала. И тогда жилище всё более уподоблялась коню: дом представлялся "телом", четыре угла - "ногами", а скаты крыши - "крыльями" божественного коня.
Любопытно, что схожее отношение к крышам домов, как и декорированию их фигурами животных, было распространено и среди европейских народов. Ближайшие аналоги традиции водружать на крышу изображение конской головы, находятся на территории современной Северной Германии. Причём в России и Германии рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.
Ни на одну минутку не жалею, что подписалась на эту группу! Столько интересного, познавательного узнала ил о чем-то вспомнила, с удовольствием читая каждую новинку! Спасибо за сохранение наших традиций, истории, создателям этой группы!!!! Дальнейших успехов, с нетерпением буду ждать очередных статей, заметок!!!!
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Жительницы Торжка, что в Тверской губeрнии, в XIX вeке носили роскошный головной убор – «укрут». Украшенный жeмчугами и зoлoтым шитьем «тверской укрут» прикрывался сверху расшитым золотом белым платком. Золотое шитьe укрaшало всю вeрхнюю чaсть кисeйных рукавов и низ кисейных же фартуков, являясь предметом особенной гордости модниц. Федор Григорьевич Солнцев изобразил прекрасные нaряды с великолепным гoловным убoром на своих знаменитых акварелях.
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу.
Когда одна, а когда две. До замужества девушки носили одну косу. Две косы носили замужние женщины. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник. Девушка носила одну непокрытую косу, под венец шла простоволосой, а во время обряда другие женщины переплетали одну косу на две, которые венком укладывали на голову и укрывали волосником или повойником, обозначая новый высокий статус "мужней жены". Сакральность переплетения кос не случайна - ибо с этого времени он
Намётка (она же убру́с и шири́нка) относится к типу полотенчатых головных уборов. Её носили замужние женщины в южных областях России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве. Название происходит от слова намёт "укрытие, навес, шатер". В праславянском языке namеtъka/namеtъkъ означало "накидка, покрывало" - производное образование от "накидать". Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного льняного полотна шириной 30—70 сантиметров и длиной от трёх до пяти метров, которую определённым образом завязывают вокруг головы.
Завязывание.
В зависимости от местности существовало до 30 способов завязывания намёто
Комментарии 121