И немного о космонавтике.
У большинства из нас термин «миф» ассоциируется либо с чем-то архаичным, древним, либо является синонимом сказки. И чаще всего воспринимается как нечто недостоверное. Но миф – отнюдь не ложь. В искажённом виде он отображает реальность. И самое главное – определяет отношение к реальности, формирует представления, ложащиеся в основу картины мира.
В настоящее время миф не играет той же роли, что и в прошлом, но продолжает влиять на восприятие мира, а через него – на поведение людей и жизнь общества. Этим свойством мифа пользуются в информационных войнах, создавая мифологические образы, тем самым заставляя общество неадекватно воспринимать происходящее. Неверное же восприятие влечёт неправильные решения и нередко катастрофические последствия.
В прошлом веке искусственный мифологический образ был применён в глобальном масштабе против нашей страны. Этот образ – СОИ, Стратегическая Оборонная Инициатива, она же – программа «звёздных войн». Мы не будем рассматривать техническую возможность или невозможность данной системы – это не та тема, в которой мы компетентны. Важно то, что возник яркий, убедительный образ непобедимой и «непробиваемой» системы противоракетной обороны, поражающей своими фантастическими возможностями. Руководство СССР поверило образу и приняло неверные решения, втянув страну в гонку космических вооружений и потратив неимоверные суммы. Как результат – экономика страны была подорвана.
Миф коренился в массовой культуре, где давно существовали образы «лучей смерти» и всевозможных боевых космических систем. Их позаимствовали и представили в новом, более современном виде.
Сейчас мы столкнулись с чем-то подобным в области космонавтики. Вся мощь масс-медиа направлена на создание образа многоразовых космических систем вертикального взлёта и посадки. Насколько образ соответствует действительности, мы судить не берёмся – оставим это армии диванных ракетчиков. Но, как и все мифологические образы, он формирует восприятие общества, а восприятие заставляет принимать решения и действовать.
Анализируя этот образ, можно увидеть, как нашу страну усиленно толкают к созданию многоразовых космических систем. Что вызывает недоумение: если эти системы так выгодны, то зачем подстёгивать конкурентов к их созданию? Похоже, что повторяется история с СОИ: кто-то хочет, чтобы мы снова тратили большие деньги на новую гонку.
Как и в предыдущем примере, мифологический образ заимствован из массовой культуры. Точнее, два образа. Первый: ракета на столбе пламени садится на планету. Ностальгическая картинка из многочисленных фантастических фильмов 50-х, иллюстраций научно-популярных и фантастических журналов тех же времён. Второй: герой-предприниматель, самоотверженно, исключительно ради мечты создающий ракеты и развивающий космические перевозки. Этот образ очень распространён в фантастике 40-50-х. Почитайте, например, повесть Роберта Хайнлайна «Человек, который продал Луну». Вы обнаружите, что нынешний «герой» (не будем называть его имени) сформировал медийный образ, удивительно похожий на тот, что изображён в повести.
Насколько действенным окажется новый миф, покажет время. А нам всем следует быть осторожными с манящими картинками из медиапространства, они могут оказаться иллюзиями, ведущими наши мысли и действия по узкому коридору кривых зеркал к предсказуемому финалу.
За аттракционы всегда приходится платить.
#медиагигиена
https://vk.com/mediagigiena?w=wall-185655590_3691 https://vk.com/mediagigiena?w=wall-185655590_3743 И теперь хотим представить вашему вниманию наглядный пример использования этих методов.
...https://ok.ru/mediagigiena/topic/151742577249556 ), а Твитер уже пустился во все тяжкие.
...https://www.vsrf.ru/documents/thematics/28882/ IV.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев